Конспект занятия по автоматизации звука в словах. Постановка и автоматизация звука С: конспект индивидуального занятия. Организационная форма проведения

Пояснительная записка к коррекционному индивидуальному занятию «Автоматизация звука [С] в прямых слогах».

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, - одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека.

От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Логопедические занятия - основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип.

Важное место при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия.

С точки зрения высшей нервной деятельности - это введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи речевого звука в более сложные последовательные структуры - слоги и слова.

Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, а в дальнейшем к предложениям и различным видам развернутой речи.

Целью данного коррекционного индивидуального занятия является автоматизация звука С в прямых слогах.

Задачами данного коррекционного индивидуального занятия по автоматизации звука С является:

1. Обучающие задачи:

  • закрепление знаний о механизмах образования данного звука — изолированно, в прямых слогах.
  • формирование понятий «звук», «слог».

2. Развивающие задачи:

  • совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;
  • развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • совершенствование навыков звуко-буквенного анализа с использованием графической записи;
  • развитие неречевых психических процессов.

3. Воспитательные задачи:

  • воспитание интереса к содержанию занятия;
  • воспитание трудолюбия, настойчивости, адекватного отношения к своему дефекту звукопроизношения;
  • воспитание языкового чутья, коммуникативных навыков.

4. Коррекционные задачи:

  • устранение неправильного артикуляционного уклада изучаемого звука: изолированно, на материале слогов
  • преодоление речевого негативизма;
  • повышение эффективности коррекционного обучения и развития ребенка, используя современные информационные технологии.

Предлагаемый коррекционное индивидуальное занятие по автоматизации звука/С/ предназначен для детей 6-7 лет.

Этапы занятий четко выделены, взаимосвязаны и последовательны и учитывают зоны ближайшего развития детей дошкольного возраста.

Используемые технологии в коррекционной работе:

  • игры и игровые приемы;
  • словесные инструкции;
  • наглядные методы;
  • использование графических схем;
  • здоровьесберегающие технологии: использование массажных мячиков
  • мультимедийные технологии- слайд- презентация как часть занятия.

Новизной данного коррекционного индивидуального занятия по автоматизации звука /С/ в прямых слогах является: интеграция в образовательный процесс современной мультимедийной технологии. На сегодняшний день, это удобный и эффектный способ представления информации с помощью слайд — презентаций. Использование мультимедийных средств обучения позволяет привнести в непосредственно образовательную деятельность эффект наглядности и помогает ребенку усвоить материал быстрее, акцентировать внимание детей на значимых моментах излагаемой информации; создает наглядные эффектные образы в виде фотографий, рисунков, слайд-шоу, звукового оформления и дикторского сопровождения, видеофрагментов и анимации, трехмерной графики, т.е. тех факторов, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют ребенку достичь гораздо большего эффекта, а именно – запоминать 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

Таким образом, с помощью ярких слайд –презентаций процесс восприятия и запоминания новой информации детьми происходит быстрее и эффективнее.

Следовательно, современная мультимедийная технология обучения помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение и речь.

При составлении данного коррекционного индивидуального занятия по автоматизации звука /С/ в прямых слогах использовались следующие пособия:

  • Бартенева Т. П. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников
  • Рябцева О. В. Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ.
  • Методическое пособие Борисова Е.А. «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками»
  • интернет- ресурсы.
  • программа Microsoft Power Point.

Конспект индивидуального занятия.

Тема: «Автоматизация звука [С] в прямых слогах».

Цель :

  • автоматизация звука [С] в прямых слогах

Задачи:

  • Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].
  • Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю.
  • Продолжать учить произносить звук [с] в прямых слогах.
  • Упражнять в определении наличия звука в слогах.
  • Познакомить с буквой, обозначающей звук С
  • Развивать внимание, мышление.
  • Воспитывать интерес к содержанию занятия;
  • Устранять неправильный артикуляционный уклад изучаемого звука: изолированно, на материале слогов.
  • Преодолевать речевой негативизм.
  • Повышать эффективность коррекционного обучения и развития ребенка, используя современные информационные технологии.

Оборудование:

  • Большой конверт с вложенными в него заданиями;
  • картинки-символы к артикуляционным упражнениям;
  • схема артикуляции звука [с];
  • карточки для упражнения «Доскажи словечко»,картинки-половинки: лиса, бусы, коса, весы, оса, часы, колесо, компьютер, слайд-презентация.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1.Орг. момент Мне сегодня передали письмо и сказали от­крыть на занятии. Давай узнаем, что же в этом письме?Открываем конверт.

Но что это?! А в этом конверте… какие-то картинки. Что же
они означают? Посмотри-ка, язычок твой обрадовался: «Я знаю! Это для меня упражнения!»

Как ты думаешь это задания для язычка, чтобы он научился какой звук правильно произносить? Давай сделаем гимнастику для язычка и посмотрим, что будет дальше.

Открывают письмо.Рассматривают картинки: горка, лопатка, насос, заборчик…
2.Сообщение темы занятия Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук С в слогах.А помогут нам интересные задания из этого конверта.
3. Выполнение артикуляционной гимнастики. Упражнение для губ «Улыбка»Упражнения для языка: «Лопатка», «Язычок силач», «Чистим нижние зубки», «Горка».

Упражнение на выработку воздушной струи: «Дуем в соломинку»

Выполнение упражнений.
3.Анализ артикуляции звука Рассматривание артикуляционного профиля и обсуждение артикуляционной позы:- когда мы произносим звук с –кончик языка куда упирается в нижние или в верхние зубы?,

Губы принимают какую форму: круглые или в улыбке?

Зубы сомкнуты или разомкнуты?

Куда направлена воздушная струя при произнесении звука с?

- когда мы произносим звук с- кончик языка упирается в нижние зубы.- губы в улыбке

Зубы сомкнуты, но остается небольшая щелочка

Воздушная струя направлена посередине языка

4.Характеристика звука(СЛАЙД) Давай дадим характеристику звуку С.-Какой это звук гласный или согласный?

Какой звук С- твердый или мягкий? Каким цветом обозначаем?

Звук С – глухой или звонкий? (почему?)

Это согласный звук, потому что при произнесении звука С –воздушная струя встречает преграду во рту (зубы).- Звук С –твердый, обозначаем синим цветом.

Звук С- глухой, потому что при произнесении голосовые связки не работают.

5.Закрепление звука в изолированном виде. Давай посмотрим какие задания есть еще в конверте. Открой его аккуратно и произнеси: с-с-с.Из конверта высыпа­лись карточки. Давай попробуем с ними разобраться.

Под картинкой написано «глобу». Не понятно! Наверное, нужно слово закончить, а поможет тебе звук [с]. Итак, я чи­таю слово, а ты в конце произносишь звук [с].

Остальные картинки представлены на слайде.

Картинки (Логопед, про­говаривает слова без последнего звука: глобус, автобус, насос, ана­нас, абрикос, пылесос.)

Открывает конверт и произносит звук С изолированно.Договаривает
6.Связь звука с буквой.(СЛАЙД) Давай вспомним, что такое звук и буква?ЗВУК БУКВА

Звук С обозначаем буквой С.

Элемент у буквы С направлен в какую сторону: вправо или влево?

Звук слышат и произносят, а букву — видят, читают, пишут.Элемент у буквы С направлен в правую сторону.
7.Развитие фонематического слуха. Чтобы звук больше не терялся, поймай его и крепко со­жми в кулачке. Слушай внимательно. Как только услышишь звук [с], сожми крепко кулачок: фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо.Какой звук ты сейчас ловил? Звук С
8.Автоматизация звука С в открытых слогах. Чтобы каждый узелок развязать, нуж­но произнести волшебные слова:са — са –са

сы -сы-сы

са — са –са

сы-сы -сы

са — са -са

сы-сы-сы

сэ -сэ-сэ

сэ-сэ -сэ

сэ-сэ-сэ

Это шнурок с узелками.Ребенок, развязывая узелки, повторяет за логопедом пары слогов с ударением то на первом, то на втором слоге, то на последнем слоге.
9. Звуковой анализ слога СА (СЛАЙД) - Послушай: сколько звуков я произнесла: СА- Назови первый звук и второй.

Давай обозначим фишками и буквами эти звуки.

Звук С- какой фишкой обозначим? (почему?)

Аналогично проводится работа с последующим звуком слога.

-Два звука.- Первый звук С, второй-А.

Звук С- обозначаем синей фишкой, потому что он твердый. Под фишкой выкладывает из кассы букв -букву С

10. Домашнее задание Посмотри, в конверте остались какие-то половинки картинок.Давай попробуем из них составить целые кар­
тинки. Я начну, а ты мне поможешь. Вот первая половинка:бу. Клади вторую половинку и договаривай слово: сы. А другие картинки собери дома:о - са.ли - са

ве - сы коле - со ко - сача - сы

Выкладывает вторую часть картинки и произносит слог.
11.Итог занятия. Осталось узнать, кто же при­слал нам все эти задания?Узнать не сложно.

Вот вопрос:

У кого длинный нос?

Дружит он с Пьеро, с Мальвиной. Кто же это?..

Логопед разворачивает конверт, на внутренней стороне которого изоб­ражен Буратино.

Оказывается, Буратино решил проверить, спра­вишься ли ты с его заданиями. Но у тебя был замечательный помощник - звук, который ты так красиво сегодня произно­сил. Какой это звук?

Конспект индивидуального логопедического занятия в 4 классе.

Тема: Автоматизация звука [С].

Цель: Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках и связной речи на лексико-грамматическом материале «Зима»

    Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, связной речи.

    Развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику, мелкую моторику, внимание, память.

    Развивать фонематическое восприятие, обогащать словарный запас, формировать грамматические навыки, развивать связную речь.

    Воспитывать трудолюбие.

Оборудование: зеркало, предметные и сюжетные картинки, картинки-символы, компьютер, карточки-задания.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Говорим всегда красиво,

Громко и неторопливо,

Четко ясно говорим

Потому что не спешим.

2. Дыхательная гимнастика.

    Вдох через нос выдох через нос.

    Вдох через рот выдох через нос.

    Вдох через рот выдох через рот.

    Вдох через рот выдох через нос. Дуем на снежинку.

3. Артикуляционная гимнастика.

«В гостях у язычка».

4.Сообщение темы занятия.

Отгадай загадку:

Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело? (Снег.)

Какой звук услышал в начале слова “снег”?

Сегодня на занятии мы будем проговаривать звуки [С] в слогах, в словах и предложениях.

5. Описание артикуляции звука

Произнести звук [С] (Ребенок перед зеркалом произносит звук.)

Уточнить артикуляцию звука.

Как расположены губы при произнесении звуков [С]?

Где находился язык, когда мы произносили звуки [С]?

Когда мы произносим звуки [С] какой идёт воздух?

6. Автоматизация звука [С] в слогах, словах, чистоговорках.

Прочитай слоги и проговори

Сопряжено-отражённая речь.

Проговори по 2 раза

Сосулька, снегопад, спуск, сосна, состояние, снежинка.

Са-са-са где живёт лиса?

Су-су-су в лесу видели лису

Сы-сы-сы хвост длинный у лисы.

Вспомни и расскажи стихотворение-чистоговорку про осу.

Са-са-са в саду оса,

Са-са-са ко мне летит оса,

Сы-сы-сы у осы усы,

Сы-сы-сы в саду нет осы.

7. Пальчиковая гимнастика.

Вышли мышки как-то раз (перебираем пальчиками обеих рук по столу).

Посмотреть который час (отодвигаем рукав на левой руке правой рукой)

Раз, два, три, четыре (ставим локти на стол и загибаем поочерёдно четыре пальца)

Мышки дёрнули за гири (сжимаем и разжимаем кулачки)

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем поочерёдно пять пальцев)

И пошли гулять опять (перебираем пальчиками обеих рук по столу).

8. Дай полный ответ на вопрос.

Когда тает снег?

Какой лимон на вкус?

Что умеет делать фокусник?

Кто сидит на суку?

Что стоит на столе?

Какая последний звук в слове «лес»?

9. Игра «1-5»

Посчитай от 1 до 5 слово сосулька, снежинка.

10. Проспрягай глаголы по образцу

Я еду на санках.

Ты, он, она, мы, вы, они.

11. Игра «Путаница».

Прочти слова и составь красивое предложение.

Соня, Саня, санки, катать, на, и

Сосны, лес, снег, засыпало, в

Лиса, зима, пушистый, мех, у

12.Физминутка

13. Игра «Наоборот»

Лук горький, а сахар...

Лев сильный, а котёнок..

Куст низкий, а дерево...

У Кати волосы тёмные, а у Вали...

У Вити сумка новая, а у Тараса...

Слава до обеда голодный, а после обеда...

Бельё после стирки мокрое, а потом...

14. Замени букву в середине слова на С.
Какое новое слово получилось?

лапка - ласка мишка - миска

марка - лепка - _____

15. Работа с текстом.

Прочитай текст, вместо точек вставь слова подходящие по смыслу.

Наступила холодная, снежная.

Зимой часто идет.

Светит, но не греет.

Замёрзла.

Дети взяли, и пошли на улицу.

Соня и Слава слепили.

Зимой можно встретить, .

Ребятам весело зимой.

Пересказ текста.

16. Итог занятия.

Какой звук мы учились правильно произносить?

Назови слова с этими звуками.

Оценка деятельности ребенка.

Конспект индивидуального логопедического занятия

"Автоматизация звука [с] в слогах и словах".

Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [с] в слогах и словах.
Задачи:
- закреплять артикуляцию и изолированное произношение звука [с];
- упражнять в правильном произношении звука [с] в слогах и словах;
- закреплять умение определять наличие и место звука и буквы в слове;
- упражнять в правильном согласовании существительных с числительными, в употреблении существительных в винительном падеже;
- развивать фонематическое восприятие, память, внимание, мышлении, интонационную выразительность, мелкую моторику.

Ход занятия

I. Организационный момент.
Приветствие.
Наши гости принесли тебе конверт и просили открыть его на занятии. Давай узнаем, что же в этом конверте? (Открываем конверт.) Но что это?! В нем еще конверт, какого он цвета! (уточнить цвет конверта) А в этом конверте... какие-то картинки. Что они означают? (упражнения для язычка). Так значит, что мы сейчас будем делать? (зарядку для язычка).

II. Артикуляционная гимнастика.
«Лягушка».
«Лопата».

«Чистим нижние зубки».

III. Работа по теме занятия.

1. Совместное определение темы.
Ты подготовил свой язычок к занятию, давай посмотрим, что есть ещё в конверте.
(уточнить цвет конверта), (учитель – логопед достаёт схему звука [с])
Нужно попытаться эту схему прочитать, если ты её разгадаешь, то поймёшь, с каким
звуком мы будем сегодня работать.
(Описание схемы: губки в улыбочке, кончик языка упирается в нижние зубки, а сам язычок приподними горкой и спусти с горки ветерок.) Что же получилось? (Ребенок выполняет действия и произносит звук [с]).
Правильно, получилась песенка насоса - с-с-с. Повтори её ещё раз.
Ты уже догадался, с каким звуком мы будем работать сегодня на занятии? (со звуком [с]) Да, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [с] в слогах и словах.

2. «Портрет звука». Вот и ещё один конверт. (уточнить цвет конверта).
С помощью карточек, которые лежат в этом конверте, расскажи, в каком положении находятся губы, зубы, язык, как работает горлышко при произнесении звука [с].
Опиши, воздушную струю, которая выходит изо рта, когда произносишь звук [с].

3. Развитие фонематического восприятия.
Посмотри, у нас в конверте лежит флажок, помаши им, когда услышишь звук [с] в слогах: фа, са, та, ши, хы, сы, фу, зу, су, фо, со, шо.
4. Закрепление произношения звука в слогах, словах.
5. Автоматизация звука в слогах.
Развитие мимической и интонационной выразительности.
Что же ещё есть в конверте? (уточнить цвет конверта) Что это? (самолёт)
Решил Язычок полетать на самолёте. Вот пролетает он над горами и весело кричит, а эхо за ним всё повторяет. А что такое эхо? (объяснить значение слова «эхо»). Повторение звуков в горах, в лесу – вот что такое эхо. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Эхо». Тебе нужно повторять слоги, которые ты услышишь. Крикнул Язычок: «Са!» А эхо повторяет: «Са». Не поверил Язычок, что эхо может повторять звуки, и спросил «Сы»?, и эхо его спросило «Сы »?. Удивился Язычок, что эхо всё правильно повторяет и с удивлением сказал «Сэ», и эхо с удивлением ответило «Сэ». Обрадовался Язычок, что подружился с эхом и на радостях закричал ему «Су»!, и оно также радостно ответило «Су»!
А теперь и мы с тобой отправимся в горы и продолжим игру «Эхо», я произнесу слог, а тебе его нужно повторить столько раз, сколько показывает цифра над горой.
Физкультминутка.
«Буратино».
6. Автоматизация звука в словах.
Вернулся Язычок домой. Помоги ему назвать животных, которых он встретил во дворе, но только тех, в названиях которых есть звук [с]. (Язычок встретил собаку…) Каких животных ты не назвал? Почему? В названиях ещё каких предметов есть звук [с], назови их.

7. Лексико – грамматическая работа.
Посчитай вместе с Язычком аистов, гусят.
следи за произношением звука [с]).

IV. Подведение итогов

1.Какой звук продолжали учиться правильно произносить?
2. Охарактеризуй звук [с].
3. Для чего нужно правильно произносить звуки?
4. Во что складываются звуки?
Молодец, спасибо за занятие, ты очень хорошо поработал!

Занятие по развитию речи для дошкольников

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука [с] в словах»

Севостьянова О.Ю., учитель-логопед МБДОУ платоновский д/с

Тема: «Автоматизация звука [с] в словах» (подготовительная группа) .

Цели:

  1. Проведение комплекса артикуляционных упражнений для закрепления правильного произношения звука [с].
  2. Закрепление навыка правильного произношения звука [с] в словах.
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Совершенствование слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, дыхания.

Оборудование: Снежинка, картинки, в названии которых слышится звук [с].

Ход занятия.

1. Объявление темы занятия.

Здравствуй, Илюша! Сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука [с] в словах. И начнем с разминки.

2. Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик», «Наказать непослушный язычок», «Покусать язычок», «Киска сердится», «Почистим нижние зубки», «Загнать мяч в ворота», «Насос».

3. Игра «Повторюшки»(отраженное повторение ребенком слов за логопедом)

Я буду называть слова, а ты повтори их за мной.

Санки, Самолет

Оса, Собака

Салют, Самокат

Сумка, Маска

Стакан, Сапог

4. Игра «Назови ласково».

Давай с тобой превратим наши слова в ласковые.

Санки - саночки

Самолет -

Самокат -

5. «Игра в слова».

Сейчас я назову тебе несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание!

СОКОЛ, СИТО, СОСНА, СТАРИК, САРАЙ, СНЕГУРОЧКА.

Назови слова, которые ты запомнил. Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова?

Придумай слова, которые начинаются на звук [с].

Повтори пожалуйста те слова, которые я просила запомнить.

6. Пальчиковая гимнастика «Зайцы».

Ты наверное устал? Давай поиграем с нашими пальчиками. Наша игра называется «Зайцы».

Скачет зайка косой

Под высокой сосной

Под другой сосной

Скачет зайка другой.

7. Работа с дыханием, согласование существительных с числительными.

Перевернуть картинку с изображением сосульки. Положить на картинку снежинку.

Подуй на снежинку (сдувает) . Возьми картинку. Что нарисовано на ней?

Сосульки.

Посчитай сосульки от 1 до 10.

8. Отработка лексических категорий.

Назови слова - родственники к слову СНЕГ

Снежинка, снеговик, снежный, снежок, снегирь, снегопад.

9. Дидактическая игра «4 лишний».

Перед тобой лежат картинки. Назови их. Какая картинка лишняя? Почему?

ИНДЮК, СОВА, ГУСЬ, ПЕТУХ

СТОЛ, СТУЛ, ПОДНОС, КРОВАТЬ

МАЛИНА, КРЫЖОВНИК, ЗЕМЛЯНИКА, АНАНАС

СОБАКА, ЛИСА, БАРСУК, БЕЛКА

10. Обогащение словарного запаса по теме «Транспорт».

Назови какое-либо транспортное средство, в названии которого есть звук [с].

Автобус, троллейбус, самолет, самокат, самосвал.

Конспект индивидуального логопедического занятия

Автоматизация [ с ] в слогах, словах

Цель: Автоматизировать правильное и четкое произношение звука [ с ] . Задачи:

    Подготовить артикуляционный аппарат к правильному произношению [ с ]

    Закрепить артикуляционную позу для произношения дефектного звука.

    Ввести и закрепить звук [ с ] с в слогах, в коротких словах.

    Развивать интерес к логопедическим занятиям, желание научиться правильно

произносить дефектные звуки.

Оборудование: логопедические зонды, зеркала, вертушки, бабочки на нитках

для выработки воздушной струи, вата, картинный материал по теме занятия, медали, кассы букв и слогов, антисептический раствор.

ТСО: компьютер, электронная доска.

Ход занятия:

Логопед предлагает послушать детям «Весёлую распевку. Лиса.» (распевка сопровождается показом слаидной презентации).

Вы догадались с каким звуком мы будем сегодня работать?

Мы уже работали с этим звуком, вы можете мне сказать, что необходимо выполнять, чтобы научиться правильно произносить звуки?

Дыхательные упражнения.

Для того, чтобы язычок стал «послушным» необходимо выполнять упражнения. Сначала, я предлагаю вам поиграть в игру «Футбол» (логопед кладет небольшой кусочек ваты на стол, делает ворота и объясняет, что вата это мячик его необходимо задуть в ворота, забить гол).

Сделайте губы трубочкой и подуйте вперёд, посмотрите как это делаю я. (дети совместно с логопедом выполняют упражнение 4-5 раз, логопед контролирует положение губ, языка, направление воздушной струи)

Следующее упражнение называется «Бабочки летают» (на нитке приклеена бабочка из бумаги). Вы должны подуть так, чтобы бабочка полетела вперёд, сохраняйте положение губ и языка (дети совместно с логопедом выполняют упражнение 4-5 раз, логопед контролирует положение губ и языка, направление воздушной струи).

Следующее упражнение «Вертушка», мы будем заставлять вертушку долго вертеться. Для этого берите воздух носиком и выдыхайте через рот долго, медленно (дети совместно с логопедом выполняют упражнение 4-5 раз, логопед контролирует силу и направление воздушной струи).

Можно предложить упражнения на выработку воздушной струи: «Сдуй снежинку», «Чей ветерок сильнее?» и другие.

Молодцы!

Массаж.

Следующее упражнение для щёк. Надуйте щёки, выпустите воздух. 3-4 раза

Надуйте правую щёку, выпустите воздух. Надуйте левую щёку, выпустите воздух. 3-4 раза

Надуйте правую щёку, переместите воздух в левую щёку и переместите в правую.3-4 раза Выпустите воздух.

Следующее упражнение «Покажи конфету». При помощи языка покажите конфету то за правой щекой, то за левой. 8-10 раз

Молодцы, теперь погладьте свои щечки и похлопайте.

Логопед предлагает учащимся приготовить зеркала.

Артикуляционная гимнастика

Напомните мне какие упражнения мы будем выполнять.

    «Бегемотики»

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Открой рот, как можно шире и удерживай его в таком положении, потом закрой рот.(под счёт до 10раз). 3-4 раза.

    «Лягушка - Слоник» (сопровождается показом картинки). На счёт «раз», улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На счёт «два» вытягивай сомкнутые губки вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка-слоник» 5-6 раз.

    «Месим тесто» (сопровождается показом картинки).

Давай покажем, как месят тесто для блинов и пирогов: улыбнитесь, открой рот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА….., пошлёпай язык губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ…

    «Блинчики»

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Давай покажем, какие бывают блинчики. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счёт до 10.

    «Чистим зубки» (сопровождается показом логопеда).

Покажи, как язычок чистит зубки: улыбнись, открой рот, и кончиком языка сильно чисти зубки (води влево - вправо) за нижними зубами под счёт. 7-8 раз. Теперь почистим за верхними зубами (рот широко открыт). Выполняй медленно под счёт до 8.

    «Киска сердится» (сопровождается показом картинки и показом логопеда).

Давай покажем, как киска сердится и выгибает спинку.

Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубы, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счёт до 10.

    Поглаживание и похлопывание щёк .

Закрепление артикуляционной позы.

Надо улыбнуться и всё время удерживать губы в улыбке;

Прижать кончик языка за нижними зубами; спинка выгнута;

Зубки сблизить, но не смыкать;

Тихо подуть: С-С-С-С…..Воздушная струя должна быть холодная.

Закрепление произношения

Длительное произношение С-С-С-С

Можно предложить ребёнку упражнения: «Песенка насосов», «Движение по дорожкам», «Мячики», «Лесенка» и другие. (ребёнок может помогать себе движениями пальцев рук)

Закрепление произношения в слоговых рядах и словах

Отражённое повторение

СА-СА-СА- медленно и длительно

СЫ-СЫ-СЫ

СУ-СУ-СУ

СО-СО-СО

Развитие внимания и памяти «Запомни и повтори»

СА-СА-СЫ

СЫ-СА-СА

СА-СЫ-СЫ

«Определение места звука в слове»

Сапоги, бусы, коса, сын, нос, квас, сумка, носок…..

«Звуковой анализ слов»

СЫН, САМ, САД

Введение слогов в слова

СА-са-са-сад

Сы-сы-сы-сын

Со-со-со-сок

СА-са-са-коса, оса

Сы-сы-сы-усы, бусы

Со-со-со-колесо, мясо и др.

Физкультминутка, электронная гимнастика для глаз

Работа с картинным материалом

Логопед предлагает взять картинку назвать что изображено, объяснить назначение этого предмета. Упражнение в согласовании количественных числительных и существительных

Если картинка отмечена значком «5», надо сосчитать их до пяти; если картинка отмечена значком *, назвать во множественном числе.

Проговаривание предложений

У Сони сок. Соня пьёт сок. У Сони сумка. В сумке посуда.

Заучивание чистоговорки

СА-СА-СА- в саду оса

СЫ-СЫ-СЫ- у осы усы.

В заключении занятия логопед хвалит детей и предлагает ещё раз послушать «Весёлую распевку», вручает медали «Я подружилась со звуком с».

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: