Конспект занятия «Правила и меры безопасности на водоёмах в летний период» план-конспект по зож на тему. Конспект НОД по безопасности «Правила и меры безопасности на водоёмах в летний период». Старшая группа. план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Полушкина Олеся Михайловна
Конспект занятия на тему «Безопасность на воде»

Программное содержание :

Цель :

Формирование основ безопасности на водоёмах .

Задачи :

Образовательные : формирование у детей представления о безопасном поведении на водоёме;

Развивающие : развивать способности к осмысленности восприятия опасности на водоёме. Закреплять знания об основных спасательных средствах. Развивать внимание, мышление, речь.

Воспитательные : воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающих.

Здоровье сберегающие задачи : обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия , своевременная смена статического положения детей, применение пальчиковой гимнастики.

Методы и приемы :

Наглядный :, мультимедийная презентация;

Словесный : высказывание предположений, ответы на вопросы, диалог;

Игровой : игровая ситуация : водяной помогает вспомнить правила , словесная игра;

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети входят в кабинет.

Ребята, хочу поинтересоваться, какое у вас настроение? Я предлагаю вам поднять друг другу настроение с помощью улыбки. Давайте улыбнёмся друг другу, и я уверенна, что настроение ваше улучшится. (Улыбаются) . А теперь ваше настроение улучшилось? Это очень хорошо! Ребята, к нам в детский сад пришло письмо.

На столе лежит большой яркий конверт. В конверте разрезные картинки с изображением реки, пруда, моря, озера, письмо и флэш – карта. Воспитатель достаёт содержимое из конверта.

Воспитатель : Ребята от кого конверт, вы хотите узнать? Тогда встаньте парами, соберите картинки, а я вставлю флэш-карту в компьютер и прочту письмо.

Слайд2 изображение Водяного. Воспитатель читает письмо.

Здравствуйте ребята! Я очень люблю лето, но летом у меня очень много работы. Почистить водоёмы, расставить буйки в нужные места, расставить запрещающие или разрешающие знаки вблизи водоёмов.

А вы любите купаться летом на озере, пруду, реке, море? (ответы детей)

Я, хочу, чтобы вы знали правила поведения на водных просторах. Ведь очень много взрослых и детей тонут в водоёмах.

Многие люди загрязняют берега и водоёмы, бросая мусор у берегов. А, ведь, это очень плохо. Если бы они хорошо знали правила, то не было бы случаев гибели на воде .

Беседа «Безопасность на воде »

Воспитатель : Что нужно делать, чтобы купание было безопасным . Какие правила нужно соблюдать?

-Самое главное правило : когда мы купаемся, рядом должны быть взрослые.

Воспитатель :И большим, и детям хочется сказать :

В незнакомом месте вам нельзя нырять

Может очень мелкой речка оказаться…

А в песок опасно головой втыкаться!

Сучья, камни, стекла спрятались на дне –

Их заметить сложно в водной глубине…

Воспитатель с детьми делают вывод : Нельзя купаться в незнакомом месте. Дно реки может таить в себе много опасностей.

Воспитатель : Чтобы жизнь не потерять - за буйки не заплывать!

Воспитатель с детьми делают вывод : Буёк – поплавок, окружают место с проверенным дном. В этом месте можно купаться, но заплывать за них нельзя. Дно за буйками может быть опасно- можно пораниться, большая глубина, а также заплыв за буйки, вы можете попасть под проплывающие мимо морское или речное судно.

Воспитатель : Если развлекаться будешь на воде ,

Проследи, чтоб шутка не вела к беде…

Не топи другого – может оказаться,

Что воды случиться, другу наглотаться,

И игра такая грустно завершиться …

Мы вам не желаем в речке утопиться!

Воспитатель с детьми делают вывод : Ни в коем случае нельзя во время купания нельзя хватать друг друга. Это очень опасно. Человек может захлебнуться и утонуть.

Воспитатель : Я прошу вас запомнить, что детям и взрослым нельзя

заплывать далеко на надувных матрасах.

Может прохудиться круг или матрас…

Кто спасти успеет из пучины вас?

И перевернуться на волнах легко…

Воспитатель с детьми делают вывод : Ветром или течением вас может отнести далеко от берега или из матраца может выйти воздух, и он не сможет удержать вас на воде .

Воспитатель : Во время грозы нужно отойти подальше от водоёма.

Плавать на лодке в сопровождении взрослых

Воспитатель : На высоком берегу,

Дети не играйте!

Из-под ног уйти земля

Может, так и знайте!

И с обрыва прямо вниз

В воду полетите…

И останется кричать :

«Люди, помогите!

Дидактическая игра «Правила поведения на воде »

Воспитатель : Давайте ещё раз назовем правила поведения на воде .

Дети берут карточки и еще раз проговариваю правила безопасного поведения на воде

Дидактическая игра «Найди нужные спасательные предметы» .

Воспитатель : Какими спасательными средствами мы воспользуемся для безопасного купания на воде ?

Перед детьми лежат карточки с предметами, необходимо выбрать нужные и рассказать для чего они используются.

Физминутка

Капля раз, капля два, очень медленно сперва

А потом, потом, потом- всё бегом, бегом, бегом (бег по кругу, держась за руки)

Стали капли поспевать, капля каплю догонять (хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап (свободное движение пальцами)

Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем (соединить руки над головой)

Словесная игра «Да или нет» .

Воспитатель : А сейчас водяной приготовил для вас игру. Называется она «Да или нет» . Если ответ «да» , хлопаете в ладоши и киваете. Если «нет» , топаете ногами и грозите пальчиком.

1. можно купаться под присмотром взрослых?

2. можно выплывать за буйки?

3. можно хватать друг друга за ноги и руки, опускать головы друг друга в воду?

4. можно брызгать воду в лицо?

5. можно плавать вдоль берега?

6. нужно ли спрашивать у родителей разрешение, чтобы купаться?

7. нельзя прыгать в воду и подныривать?

8. Звать на помощь без причины?

9. можно заплывать далеко от берега на надувном матраце?

Воспитатель : Ребята, а что обозначает этот знак? (купание запрещено) .

Водоёмы хороши в любое время года. И в опасных местах водоёма должен стоять такой знак. Сегодня мы с вами сделаем такие знаки и подарим их водяному.

Дети изготавливают запрещающий знак «Купание запрещено» . Наклеивают на голубые круги плывущего человека. Наклеивают крест– накрест красные полоски.

Воспитатель : Вот и готовы знаки. Ребята, водяной со своими жителями рек, прудов и озёр вблизи водоёмов поставит эти знаки!

А вы будете внимательными и осторожными на водоёмах. Будете соблюдать правила и научите этим правилам взрослых. А помогут вам памятки от водяного, которые вы подарите родителям!

Воспитатель раздаёт буклеты для родителей «Безопасность на воде » .

Ирина Агафонова
Интегрированное занятие-беседа по ОБЖ для старших дошкольников «Безопасность на воде»

Цель : закреплять знания о лете, играх детей летом, познакомить детей с правилами , воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающих, развивать внимание, мышление, память, речь.

Словарь : водоем, микробы, осколки, дно реки, коряги, захлебнуться.

Оборудование : иллюстрация «Дети на пруду»

1. Вводная беседа.

– Ребята, сегодня я хочу с вами поговорить о таком замечательном времени года, как лето. Вы любите лето? Почему? (Летом тепло, ярко светит солнышко, в лесу зреют вкусные ягоды, цветут красивые цветы).

– Во что вы любите играть летом? (Догонялки, прыгать на скакалках, играть с мячом, кататься на роликах, велосипеде, купаться в водоеме).

– Жаркий солнечный летний день очень приятно провести у реки или озера. Поплескаться, поплавать и позагорать на теплом песочке.

2. Рассматривание иллюстрации.

Посмотрите на иллюстрацию. Кто на ней изображен? Чем занимаются дети? Какие у них лица? Какое у них настроение? Им весело, радостно.

– Вы любите купаться? А умеете плавать?

Немножко умеете. Что ж, это очень хорошо! Умение держаться на воде необходимо любому человеку.

3. Правила поведения на воде .

– Существуют правила безопасного поведения на воде , которые должен знать каждый.

Давайте мы с вами попробуем сами их сформулировать.

– Как вы думаете в любом пруду, реке, озере можно купаться (Нет)

Перед купанием в водоеме нужно спросить у взрослых, достаточно ли там чистая вода. Если водоем загрязнен, то микробы попадут вам в рот, нос, на кожу, могут вызвать серьезное заболевание.

Теперь мы с вами знаем правило №1 :

Убедись, что в водоеме можно купаться, прежде чем зайти в него.

Правило №2 :

Заходить в воду и купаться можно только в сопровождении взрослых.

Как вы думаете, почему? (Под присмотром взрослых с детьми не случится беда)

Правило №3 : Нельзя купаться в незнакомом месте. Дно реки может таить в себе много опасностей : затопленная коряга, за которую можно случайно зацепиться, осколки стекла, об которые можно порезать ноги, глубокие ямы.

Правило №4 : Нельзя толкаться, плескаться, хватать друг друга за ноги и руки, опускать головы друг друга в воду. Это очень опасно, потому что человек, оказавшийся под водой, может захлебнуться и утонуть.

Правило №5. Нельзя заплывать далеко от берега на надувных матрасах. Матрас может зацепиться за корягу и лопнуть.

Итак, ребята, о чем мы с вами беседовали? (О правилах поведения на воде ) Теперь вы знаете правила поведения на воде . Давайте их перечислим. Молодцы, теперь вы никогда не попадете в беду.

У маленьких детей обычно отсутствует природный страх перед водой и поэтому они смело лезут в нее, совершенно не осознавая грозящие им опасности. Дошкольники часто не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей. Хотя, конечно, малышей необходимо ознакомить с правилами поведения в летний период. При проведении занятий в дошкольном учебном заведении или в домашних условиях всегда необходимо ориентироваться на уровень дошкольника. Дети в этом возрасте очень не любят шаблонного подхода и даже одногодки могут сильно разниться по развитию и остроте ума. Поэтому всегда учитывайте подобный факт, максимально используйте наглядный и игровой материал, а также старайтесь активно вовлекать в занятие самих дошкольников.

Родителям сайт "Защитница Багира" рекомендует также прочесть советы о защите и воспитании детей в обзоре "Психологическая безопасность детей ", а педагогов, возможно, заинтересует материал "Детский сад беседы с родителями по безопасности".

– это не только лишь уроки самым маленьким купальщикам, но и их родителям. Ведь от последних практически полностью зависит уровень безопасности малыша. Поэтому если занятия проводятся с дошкольниками в детском саду, то к ним, желательно, присовокупить и общение с родителями для напоминания им базовых правил безопасности на воде летом. Это позволит существенно сократить количество трагических несчастных случаев, которые очень часто происходят по невнимательности и халатности взрослых.

Правила безопасности на воде для дошкольников – веселые уроки

В уроках активно используем простые понятные правила безопасности, а также стихи, картинки и рассказы, разъясняющие их. Например, стих:

В воде плескаться будем мы,

У берега, где мама нас поставила,

Совсем мы не боимся глубины,

Мы просто водные все знаем правила!

Итак, дошкольникам необходимо четко усвоить следующие правила безопасности на воде:

  • Нельзя заходить или заплывать глубоко в воду.
  • Нельзя плавать в воде без присмотра взрослых.
  • Нельзя нырять в воду, там где мелко, там где твердое или острое дно.
  • Не ныряй в маленький надувной бассейн.
  • Нельзя нырять в воду с лодок.
  • Нырять в воду можно только там, где хорошее дно, достаточная глубина, и где тебе разрешают взрослые, которые должны быть рядом.
  • Нельзя ходить по краю причалов, пирсов, волнорезов и других мест, откуда можно упасть в воду.
  • Не надо долго находиться в воде, можно сильно замерзнуть.
  • Когда играешь с детьми, запрещено их толкать в воду или удерживать под водой, они могут захлебнуться.
  • Нельзя купаться во время плохой погоды.
  • Правила для тех, кто не умеет плавать или плохо плавает - когда купаешься, используй надувной круг, жилет, нарукавники.
  • Не заплывай далеко от берега даже на надувном круге или в жилете – это опасно. Они могут лопнуть ты и начнешь тонуть.
  • Если ты видишь, что кто-то тонет или кому-то плохо, сообщи об этом взрослым.
  • Если ты наглотался воды, замерз, у тебя судорога или просто плохо – выйди из воды!
  • Будь осторожен на берегу реки, озера или моря, там могут быть ямы даже недалеко от берега.

Мы правила купания все соблюдаем на воде,

Поэтому мы знаем, что никогда не быть беде.

Мы малыши послушные, родителей мы любим,

И оттого знаем правила, и никогда их не забудем!

Правила безопасности на воде для дошкольников – материал для родителей

Теперь настало время поговорить с родителями о безопасности на воде дошкольников. Поскольку малыши малышами, а взрослый должен неусыпно контролировать процесс купания детей, тем более дошкольного возраста, когда ребенок еще достаточно слаб и неорганизован и когда он может утонуть в считанные минуты.

Важные правила безопасности на воде - купание в крупных бассейнах

  • Если ваш дошкольник уже хорошо плавает и ныряет, то не позволяйте ему нырять в местах, где глубина меньше, чем 2,5 метра.
  • Не разрешайте дошкольникам плавать в одиночку, всегда находитесь на расстоянии до метра от них и подстраховывайте малышей рукой, даже если ребенок плывет с надувным кругом или жилетом.
  • При купании старайтесь, чтобы всегда на дежурстве был спасатель или инструктор, но никогда не рассчитывайте только на них, помните, что вы в первую очередь отвечаете за безопасность собственного ребенка на воде.
  • Следите, чтобы маршруты плавания маленьких детей не пересекались со старшими, это может привести к травме.

Правила безопасности на воде купания - купание в открытых водоемах

  • Для плавания используйте лишь круги и жилеты, предназначенные для применения в открытых водоемах, у них должны быть толще стенки и, желательно, несколько автономных камер. Чтобы ребенок не утонул при проколе одной из них.
  • Всегда будьте возле ребенка, который в воде. Не отводите от него взгляда. Дошкольник может за секунду уйти под воду и захлебнуться.
  • Старайтесь не брать дошкольников кататься на лодках, водных велосипедах и других плавательных средствах, это может быть опасно. Но даже если и берете малыша, всегда надевайте на него еще на берегу спасательный жилет.
  • Плавайте в специально отведенных местах с чистым проверенным дном, и где есть спасатель и медицинский пункт.
  • Но если вы плаваете с детьми на природе, то выбирайте чистое мелкое место с течением меньше 0,5 метра/секунду. Предварительно проверьте самостоятельно дно, оно должно быть не топким и без острых предметов. Всегда будьте возле малышей.
  • Не разрешайте дошкольникам заплывать далеко от берега и нырять на мелких местах или там, где незнакомое дно.

Правила безопасности на воде купания - купание в надувных бассейнах

  • Никогда не позволяйте детям нырять в надувные бассейны.
  • Не оставляйте дошкольников без присмотра даже в маленьком тазике. Малыш может упасть лицом в воду и утонуть, у него еще слишком слабые руки для веса тела и поэтому ему тяжело подниматься.
  • Максимально оградите несанкционированных доступ к бассейну малышей, чтобы они самовольно не пошли плавать. Для этого снимайте лестницу, ставьте заградительный барьер, не оставляйте стулья по которым можно забраться внутрь, надевайте на верх плотный защитный чехол (который не провалится под весом ребенка или двух) или сливайте воду из бассейна.
  • Надежной изгородью от малышей можно считать заслон высотой от полутора метров, в котором либо отсутствуют горизонтальные перекладины, либо они слишком малы, чтобы по ним удобно было взобраться.
  • Если у вас большой надувной бассейн с мощной системой слива и наполнения, то убедитесь что выпускная система не создает мощного давления, которое может засосать ребенка.

Общие правила безопасности родителям при купании дошкольников

  • Никогда не купайтесь в непогоду.
  • Всегда разъясняйте детям правила поведения на воде и не подавайте им дурной пример.
  • Никогда не ведите детей купаться в нетрезвом состоянии.
  • Наблюдайте за купающимися детьми.
  • Контролируйте эмоциональное состояние дошкольника, чтобы заигравшись, он не нахлебался воды.

Правила безопасности на воде для дошкольников - итог

Также родителям необходимо знать правила спасения утопающих, оказания первой медицинской помощи: удаление воды из легких, искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Учтите, что в случае с маленькими детьми они делаются несколько иначе, чем со взрослыми. И самое главное, учтите, что большинство несчастных случаев случается именно в тот момент, когда взрослые на «секунду» отвлеклись.

План-конспект урока

учителя ОБЖ, заместителя ОБЖ и ДП

Кузнецовой Ирины Владимировны

Тема урока : Безопасность на воде.

Класс: 8 класс

Время урока: 45 минут

Цели урока:

активизировать мыслительную деятельность учащихся для усвоения знаний в системе;
способствовать систематизации основных навыков поведения на воде при различных природных условиях .

Развивающая:

развитие умения анализировать ситуацию и предвидеть потенциальную ее опасность, умение применять полученные знания, развитие умения индивидуальной и парной работы.

Воспитательная:

воспитание осторожности, воспитание ценностного отношения к своей жизни, здоровью и жизни других людей.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Метод урока: информационный, репродуктивный, частично-поисковый.

Межпредметные связи: география, обществознание, биология.

Комплексно-методическое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, учебник ОБЖ, ситуации, цветные карандаши

Педагогическая технология: обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Форма работы : кластер, направленный на развитие критического мышления.

План урока

1. Организационный момент.
2. Актуализация урока
3. Проблематизация урока на основе понятия значения воды
4. Обобщение и систематизация опорных знаний с помощью кластера "Безопасность на воде".

5. Критерии оценки работы учащихся

6. Формы работы учащихся по материалу урока:
6.1. Анализ конкретных ситуаций в группе, работа с кластером "Безопасность на воде".
6.2. защита кластеров (4 выступления);
7. Заключительная часть:
7.1. подведение итогов урока;
7.2. оценка деятельности учащихся;

7.3 рефлексия.
7.4. домашнее задание.

Конспект урока

1. Организационный момент. (1 минута)

У : Добрый день! Наш урок хочу начать с текста, прослушав который Вам необходимо определить о чем идет речь.

2. Актуализация урока. (1 минута)

метод "Вопрос к тексту".

У : Жизнедеятельность человека всегда была неразрывно связана ..... . Она покрывает две трети поверхности Земли. Она была надежной преградой, защищавшей от нападения врагов, и в то же время служила удобной дорогой, обеспечивая стороны жизнедеятельности человека, она способствовала расселению по Земле человека. Поэтому общение человека с ней требует определенных знаний и умений по безопасному поведению.

(учащиеся высказываются).

У: Итак, верно о воде и значении воды.

3. Проблематизация урока на основе понятия значения воды (2 минуты)

В настоящее время водоемы широко используются человеком для нужд экономики, для активного отдыха, для закаливания организма. Тем самым водя становится опасной для жизни и здоровья людей. Ежегодно по разным причинам в мире погибают на воде от 150 до 200 тысяч людей, в России – до 16 тысяч. В основном это дети. Анализ причин гибели людей на водоемах свидетельствует о том, что более половины несчастных случаев происходит во время купания, а остальные причины – это аварии на морских судах, наводнения, движения на замерзших водоемах.

У :исходя из данной информации, сформулируйте тему нашего урока?

Д: Безопасность на воде.

У : Что будет являться целью нашего урока?

Д : систематизировать и обобщить знания в области безопасности на воде.

4. Обобщение и систематизация опорных знаний с помощью кластера "Безопасность на воде". (2 минуты)

У : Для обобщения и систематизации знаний вам необходимо разделиться на 4 группы и мы будет использовать метод кластера по теме "Безопасность на воде". Вам предлагаются ситуации, прочитав, обсудив которые, Вам необходимо написать правила поведения. Помните, что ваши правила должны быть четкими и понятными.

Вы можете использовать различные цвета для выделения темы, также приветствуются рисунки, различные символы. Примерную схему вы видите на доске.

5. Критерии оценки работы учащихся. (2 минуты)

У : Прежде чем вы начнете работать, предлагаю Вам познакомиться с критериями оценки:

Вид деятельности

Количество баллов

Баллы

(Знаю)

Значение воды

2 балла – даны положительные и отрицательные значения воды, приведены примеры

1 балл – дано общее значение воды или приведены примеры

0 баллов – ответ отсутствует

(Знаю)

Правила поведения на водоемах при различных природных условиях

2 балла – даны правила поведения на водоемах при различных природных условиях, приведены примеры

1 балл – даны правила поведения на водоемах при различных природных условиях или приведены примеры

0 баллов – ответ отсутствует

(Могу) Умение применять знания при выполнении заданий (разбор ситуаций)

2 балла – активно участвовал в обсуждении всех ситуаций,

1 балл - активно участвовал в обсуждении не более 2-х ситуаций

0 баллов – ответ отсутствует

(Могу) Умение выделять существенные значения при заполнении кластера

(работа в группе)

2 балла – выделил все группы в кластере, заполнил кластер

1 балл – выделил всего 2-3 группы или заполнял кластер

0 баллов - – ответ отсутствует

ИТОГО

8 – 7 баллов – «5», 6 – 5 баллов – «4»

4 балла – «3», менее 4 баллов – «2»

Обсуждаем каждый критерий оценки деятельности учащихся.



6.1. Анализ конкретных ситуаций в группе, работа с кластером "Безопасность на воде". (19 минут)

СИТУАЦИЯ 1.

Описание ситуации.

Вы решили отдохнуть у реки и конечно же искупаться.

вопрос-задание : С чего же вы начнете?

Ответ.

    Надо выбрать правильное место для купания. Место должно быть вам знакомым, без водорослей, коряг, без иных посторонних предметов на дне. Лучше всего, конечно пляж или специально отведенные места для купания.

    Обследовать место для купания, наметить себе предел для заплыва, в воду заходить осторожно.

    Лучшей температурой для купания считается температура воздуха не ниже +25 градусов, а температура воды – не ниже + 18 градусов. Также на купание влияет сила ветра и влажность воздуха.

СИТУАЦИЯ 2.

Описание ситуации.

Вы прекрасно проводите время на водоеме, решили еще раз искупаться, зашли в воду и тут с ваши произошла беда: вы попали в водоворот, у вас судорогой свело ноги, у Вас ноги заплелись водорослями.

Вопрос-задание : Ваши действия при данных ситуациях

Ответ.

    Если попали в водоворот, то надо набрать побольше воздуха в легкие, погрузиться в воду и сделать сильный рывок в сторону по течению, всплыть на поверхность.

    Если судорогой свело ноги, сохранять спокойствие, плыть на спине. При стягивании пальцев рук надо быстро сжать кисть в кулак, сделать резкое отбрасывающее движение в сторону и разжать кулак.

    При судороге в икроножной мышце необходимо обхватить стопу пострадавшей ноги и с силой потянуть ее к себе за пальцы.

    При судороге мышц бедра необходимо ухватить ногу с наружной стороны ниже голени и потянуть назад к спине. Разработка сведенной мышцы приводит к исчезновению судорог.

    Если руки или ноги заплелись водорослями, сохранить спокойствие и спокойными движениями освободить конечности от водорослей.

    Плавая при волнении водной поверхности вдох производить в промежутки между волнами.

При выполнении задания Вы можете пользоваться учебником

СИТУАЦИЯ 3.

Описание ситуации.

Вы часто от взрослых слышите, чтобы твой отдых на воде не обернулся трагедией соблюдай правила безопасного поведения на воде во время купания и обращай на знак "Купаться запрещено".

Вопрос-задание. На основе таблицы выберите правила поведения на воде и ситуации, в которых можно увидеть знак "Купаться запрещено."

Ответ.

Для того, чтобы отдых на воде не обернулся трагедией, необходимо соблюдать ряд общих правил поведения на воде во время купания.

Запрещается:

- купаться в близи пристаней плотин, водозаборных станций и других гидротехнических сооружений, где стоит знак « Купаться запрещено »;

Прыгать и нырять в воду в незнакомых местах, купаться в одиночку;

Заплывать за буйки;

- Купаться в прудах и озёрах вдали от болотистых мест и шлюзов

Выплывать на судовой ход и приближаться к судам;

Устраивать игры с «захватами»;

В шутку кричать «Тону! Помогите!»;

Заплывать далеко на надувных предметах;

Не подплывать к водоворотам;

Купаться после плотной еды;"

- «до посинения», до переохлаждения;

Купаться после долгого пребывания на солнце;

Купаться в шторм и при сильных волнах.

СИТУАЦИЯ 4.

Описание ситуации.

Замечательный теплый летний день, Вы решили искупаться, зашли в воду и вы увидели как незнаковый человек тонет.

Вопрос-задание : Ваши действия при беде другого человека на воде.

Ответ.

    Подплыть к тонущему со стороны спины, если человек не контролирует себя и паникует.

    Обхватить тонущего способом:

- «за голову»

- « с захватом под мышками»

- « с захватом под руку»

- « с захватом выше локтей»

- «с захватом за волосы и за воротник».

СИТУАЦИЯ 5.

Описание ситуации.

Прекрасный зимний денек. Вы решили прогуляться и не заметили, как вышил на лед. Лед оказался хрупким, тонким и вы провалились под лед.

Вопрос-задание : Ваши действия, если вы провалились под лед.

Ответ.

    Не следует панически барахтаться, освободиться от лишних вещей.

    Опереться за кромку льда, приняв горизонтальное положение, вытащить конечности на лед.

    Без резких движений выкатиться на лед и не вставая, переместиться от опасного места. Прочувствовав прочность льда встать и выбираться в том направлении откуда пришли.

    Греться у костра, поменять одежду /можно воспользоваться одеждой друзей/, пить горячий чай. По возможности добраться до ближайшего поселения или домика.

6.2. Защита кластеров "Безопасность на воде". (10 минут)

Метод "Пресс конференция".

У :Сейчас каждая группа выходит и рассказывает про свой кластер. Время на защиту - 1 минута и 1 минута на вопросы. Остальные ребята внимательно слушают и сравнивают со своим кластером.

Д : Учащиеся высказывают свое мнение, комментируют выполненную работу, дают рекомендации, дополнения в работе.

7.1 Подведение итогов урока. (2 минуты)

Метод "Дешифровка".

И в заключении, предлагаю Вам расшифровать выражение. Из каждого слова взять только тот слог, который указан в коде, а затем полученные слоги сложить.

У: Прочитайте полученное выражение.

Правильный ответ: Твоя безопасность в твоих руках.

Мне ещё раз хотелось бы заострить Ваше внимание на том, что безопасность человека целиком и полностью зависит от него самого, от знания правил поведения на водоемах при различных природных условиях. Это и будет девизом ваших работ.

7.2 Оценка деятельности учащихся. (2 минуты)

У : Оцените свою работу согласно критериям оценки.

7.3 Рефлексия. (3 минуты)

У: очень интересные, творческие получились работы.

метод "Синквейн".

И в заключении предлагаю Вам написать синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

    В первой строчке тема называется одним словом (существительным)

    Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных)

    Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)

    Четвертая строка – это фаза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой)

    Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Пример.

Вода

Тихая, бурная

указывает, защищает, предупреждает

Правила безопасности на воде

Необходимость

6.4 Домашнее задание. (1 минута)

Метод "Идеальное задание".

У: Предлагаю Вам выполнить задание по собственному выбору и пониманию: напишите ситуационные задачи, сказки, притчи по теме или нарисуйте иллюстрации к изучаемой теме или изготовьте брошюру по данной теме.

Литература:

    Учебник ОБЖ 8 класс для общеобразовательных учреждений под общей редакцией А.Т. Смирнова, Москва «Просвещение» 2010 г.

    ОБЖ, справочник для учащихся под редакцией А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н. Аюбов, «Просвещение». – М.; 2010 г.

    http://www.alleng.ru/edu/saf1.htm

    http://www.bezopasnost.edu66.ru/

    http://www.school-obz.org/

    http://www.meduhod.ru/deseases/firstaid.shtml

Краткое содержание: Безопасность детей на воде. Правила поведения и безопасности на воде. Безопасное поведение детей на воде. Первая помощь утопающему. Безопасность ребенка летом.

Солнце, воздух и вода при правильном их использовании являются источником закалки и укрепления здоровья человека. Однако нарушения правил поведения при нахождении у водоемов влекут за собой тяжелейшие последствия вплоть до утопления. Каждый год в России тонут 15-20 тысяч человек, из которых около 30% дети. Вот почему каждый человек должен своевременно научиться плавать, постоянно соблюдать меры безопасности на воде и уметь оказывать помощь пострадавшим. Особенно опасно нахождение у воды детей без присмотра взрослых. Ребенок может просто споткнуться и упасть лицом в воду даже на мелком месте.

Безопасность детей на воде. Правила безопасности на воде

Чтобы избежать беды, детям и взрослым необходимо строго соблюдать ряд простых правил поведения на воде:

Большинство людей тонут не из-за того, что плохо плавают, а потому, что, заплыв далеко или испугавшись, поддаются панике и не надеются на себя.

Полезно овладеть техникой отдыха для того, чтобы, начав из-за чего-нибудь нервничать во время плавания, вы смогли просто расслабиться и отдохнуть. А потом, придя в себя, доплыть до берега.

При отсутствии волн лучше всего отдыхать в положении на спине. Чтобы обеспечить горизонтальное положение тела, надо вытянуть прямые расслабленные руки за головой, ноги развести в стороны и слегка согнуть. Если этого недостаточно и ноги начинают опускаться вниз, то необходимо слегка согнуть руки в луче-запястных суставах и приподнять кисти над поверхностью воды, тогда ноги сразу всплывут. Тело примет горизонтальное положение. Можно отдыхать на спине, выполняя медленные и плавные движения ногами и руками под водой, затрачивая при этом минимальные усилия.

Купаться можно не раньше, чем через 1,5-2 часа после еды.

Не рекомендуется заниматься плаванием в открытых водоемах, при температуре воды ниже +15 °С, так как возможна внезапная потеря сознания и смерть от холодового шока. Развитию шока нередко способствует перегревание организма перед плаванием и неожиданно быстрое погружение в холодную воду.

Нельзя нырять в незнакомых местах - на дне могут оказаться притопленные бревна, камни, коряги.

Не прыгать в воду с лодок, катеров, причалов и других сооружений, не приспособленных для этих целей.

Желательно для купания выбирать специально отведенные для этого места.

Не заплывать далеко от берега, за буйки, обозначающие границы безопасной зоны.

Не подплывать близко к судам (моторным, парусным), лодкам, баржам. При их приближении уровень воды в водоеме значительно повышается, а при прохождении - резко падает и смывает все, что находится на берегу. Имели место случаи, когда под дно теплохода или баржи затягивало рядом плавающих людей.

Не следует купаться в заболоченных местах и там, где есть водоросли или тина.

Если обстоятельства сложились так, что вы попали в заросли водорослей, сохраняйте присутствие духа. С водорослями можно легко справиться, только необходимо не поддаваться мысли, что растения могут вас утопить. Плыть в зарослях водорослей приходится с частыми остановками, так как необходимо освобождаться от стеблей растений. Гребки руками выполняются у самой поверхности воды.

Нельзя входить в воду после перегревания на солнце или сильного охлаждения тела до образования "гусиной кожи".

Нельзя быстро погружаться и прыгать в воду после принятия солнечных ванн, бега, игр без постепенной адаптации к холодной воде.

Ни в коем случае не плавать на надувных матрацах, автомобильных камерах, надувных игрушках – подручное средство может оказаться неисправным, порваться, человек внезапно окажется в воде, а это очень опасно даже для умеющих хорошо плавать. Кроме того, даже слабый ветер способен унести их далеко от берега.

Нельзя купаться в штормовую погоду или в местах сильного прибоя.

Если вы оказались в воде с сильным течением, не пытайтесь плыть навстречу течению, справиться с ним сил не хватит; в этом случае нужно плыть по течению, но так, чтобы постепенно приближаться к берегу.

Если попали в водоворот, не пугайтесь, наберите побольше воздуха, нырните и постарайтесь резко свернуть в сторону от него.

Никогда не следует толкать кого-либо в воду, в особенности неожиданно, так как эта шалость может вызвать у людей, очень чувствительных к холодной воде, шок со смертельным исходом.

Нельзя шалить в воде, окунать друзей с головой и ставить им подножки. Если вы подплывете к приятелю под водой и резко дернете его за ноги, а он в этот момент как раз сделает вдох - приятель упадет в воду и захлебнется.

Нельзя подавать крики ложной тревоги.

Нельзя купаться, если у вас повышенная, или пониженная температура. Последствия могут быть непредсказуемыми. Находиться в воде в таком состоянии очень опасно.

Если у вас свело судорогой мышцы, ложитесь на спину и плывите к берегу, постарайтесь при этом растереть сведенные мышцы, но лучше всего – иметь при себе "английскую" булавку. Даже один её укол бывает спасает жизнь.

Устали плавать? - отдохните, не старайтесь установить рекорд по плаванию. От перенапряжения могут начаться судороги. Мышечная судорога - у пловца сводит ногу. Так бывает не только в холодной воде. Если такое случилось, погрузитесь на секунду в воду с головой и, распрямив сведенную судорогой ногу, с силой потяните за большой палец ступню на себя. Как правило, судорога отступает.

Не купайтесь в каналах, обложенных бетонными плитами или камнями, т.к. со временем они обрастают мхом, становятся скользкими. Из такого канала выбраться трудно. Даже тренированный пловец, купаясь в канале, подвергает свою жизнь опасности.

Соблюдайте чистоту мест отдыха у воды, не засоряйте водоемы, не оставляйте мусор на берегу и в раздевалках.

Как выглядит тонущий человек?

Многие думают, что сигналом к тому, чтобы спасать утопающего, нужно считать крики: «Караул! Тону! Помогите!» Это не совсем так (вернее совсем не так). Как подсказывает статистика, реально утопающий не кричит во весь голос и не размахивает руками.

Дело в том, что человек, который начинает тонуть (причем нередко это происходит рядом со спасительным берегом), не может кричать, потому что уже «наглотался» воды. Все его усилия направлены на то, чтобы сделать хотя бы один глоток воздуха, а у него не получается, потому что он идет ко дну именно в этот момент. Он не думает о том, как найти выход, а мечтает лишь о том, чтобы ему хватило воздуха для дыхания.

Спросите у любого опытного спасателя: как выглядит действительно тонущий человек. Вам ответят, что он не размахивает руками и не кричит: у него просто нет на это сил. Он по мере возможностей активно пытается подняться над водой, чтобы вдохнуть живительный воздух. Он молчит, пытаясь выкарабкаться. Рядом могут резвиться другие люди, совершенно не обращая внимания на этого безмолвного товарища. Нередко люди вообще не понимают, что рядом погибает человек.

Если у человека вытаращены глаза, его голова наполовину погружена в воду, он молча целенаправленно пытается двигаться в сторону берега, но у него это плохо получается, он барахтается, как тонущая собачка, - не раздумывайте! Ему нужна помощь!

Помощь утопающему. Первая помощь утопающему

Если случилось несчастье и кто-то тонет - не впадайте в панику, бегите по берегу до места, откуда ближе всего можно доплыть до тонущего. При этом постарайтесь приметить на берегу какой-нибудь ориентир, чтобы в случае погружения тонушего на дно знать, где его искать, ориентируясь на эту метку.

Успокойте и ободрите пловца, заставьте его держаться за плечи спасателя. Если он не контролирует свои действия, то, подплыв к утопающему, поднырните под него и, взяв сзади одним из приемов захвата (классический - за волосы), транспортируйте его к берегу. Если утопающему удалось схватить вас за руку, шею или ноги, немедленно ныряйте - инстинкт самосохранения заставит потерпевшего вас отпустить. Если утопающий находится без сознания, транспортируйте его к берегу, взяв рукой под подбородок, чтобы его лицо постоянно находилось над поверхностью воды.

Если человек уже погрузился в воду, не оставляйте попыток найти его на глубине, а затем вернуть к жизни. Это можно сделать, если утонувший находился в воде около 6 минут.

Если пострадавший в сознании, пульс и дыхание удовлетворительные и нет жалоб на недостаточность дыхания, то его следует уложить на жесткую сухую поверхность так, чтобы голова была низко опущена, раздеть, растереть сухим полотенцем, дать горячее питье (чай, кофе или 1-2 ст. ложки водки) и укутать теплым одеялом.

Если пострадавший извлечен после некоторого пребывания под водой и находится без сознания, в состоянии удушья (асфиксии) или так называемой клинической смерти, нужно вызвать врача.

Клиническая (обратимая) смерть – это состояние организма, при котором дыхание и сердечная деятельность прекращаются, однако ткани еще живут и обмен в них, хотя и снижен, но продолжается. В этот период (5-7 минут) можно вернуть организм к жизни, восстановив основные функции.

Не теряя времени, до прихода врача следует немедленно приступить к оказанию первой помощи. Пострадавшего раздеть, очистить ему рот и нос от ила, песка, рвотных масс. Также необходимо освободить его дыхательные пути и желудок от воды. Для этого переклоните пострадавшего через колено, положив на живот головой вниз. Затем тряхните несколько раз. Ребенка или подростка можно взять за ноги и потрусить головой вниз.

Искуственное дыхание

Прежде чем начать искусственное дыхание необходимо обеспечить проходимость дыхательных путей, без этого применять любой метод бессмысленно.

В бессознательном состоянии у человека расслабляются мышцы шеи и головы, что приводит к западению корня языка и надгортанника и как следствие закупорке дыхательных путей.

Самый простой и надежный способ обеспечения проходимости дыхательных путей у больного без сознания – запрокидывание головы назад. При запрокидывании головы выдвигается нижняя челюсть, корень языка поднимается и открывается вход в дыхательное горло. Можно использовать валик высотой 15-20 см, который подкладывают под плечи, но тратить драгоценные минуты на то, чтобы найти такой валик или сделать его из чего-нибудь, недопустимо!

Запрокинуть голову можно, положив одну руку под шею пострадавшего, а другую – на лоб.

Техника искусственного дыхания по способу "изо рта в рот":

1. Встать сбоку от пострадавшего.

2. Одну руку положить под шею пострадавшего, большим и указательным пальцами другой руки зажать носовые ходы, а краем ладони, опираясь на лоб, запрокинуть голову, при этом рот, как правило, открывается.

3. Сделать глубокий вдох, слегка задержать выдох и, нагнувшись к пострадавшему плотно прижать свои губы ко рту пострадавшего, создавая как бы непроницаемый для воздуха купол над его ртом, после чего нужно сделать быстрый выдох.

Внимание! Отсутствие герметичности – частая ошибка при оживлении: утечка воздуха через нос или углы рта пострадавшего сводит на нет все усилия! При проведении искусственного дыхания необходимо непрерывно следить, хорошо ли поднимается грудная клетка пострадавшего при искусственном вдохе. Вдох должен длиться около одной секунды.

4. После окончания вдоха оказывающий помощь разгибается, ни в коем случае не меняя положения головы пострадавшего, так как иначе его язык западет и полноценного выдоха не будет. Выдох обычно длится около 2 секунд.

5. В паузе перед следующим вдохом выполняется 4-6 массажных движений на сердце.

Весь цикл повторить, выполняя 16-18 вдохов в минуту в сочетании с массажем сердца (70-72 массажных движения в минуту).

Массаж сердца

Начиная с 60-х годов XX века при остановке кровообращения стали широко пользоваться методом непрямого, или закрытого, массажа сердца. Именно этот метод в связи с его простотой, доступностью и малой травматичностью позволил сделать успешным оживление при внезапной смерти вне лечебных учреждений.

Каков механизм массажа сердца?

Как известно, сердце расположено между двумя костными образованиями: грудиной и позвоночником.

Если человека в состоянии клинической смерти положить на спину на что-нибудь жесткое (пол, стол, край кровати и т. п.), а на нижнюю треть грудины нажимать двумя руками с такой силой, чтобы грудина прогибалась на 3-5 см, сердце сдавливается между костными поверхностями – происходит искусственное сжатие, т. е. систола сердца, во время которой кровь из его полостей выталкивается в крупные артерии. Стоит отпустить руки от груди, как за счет эластичности сердце возвращается к первоначальному объему, то есть происходит диастола, во время которой кровь из крупных вен вливается в полость сердца.

Техника непрямого массажа сердца:

1. Больного уложить на спину на жесткое основание (на землю, на пол, на край кровати и т. п.).

Внимание! Проведение массажа сердца на мягкой поверхности не только неэффективно, но и опасно: можно разорвать печень!

2. Расстегнуть поясной ремень (или часть одежды, стягивающую верхнюю часть живота), чтобы избежать травмы печени при проведении массажа сердца.

3. Встать слева или справа от пострадавшего.

4. Очень ответственным моментом непрямого массажа сердца является правильная постановка рук человека, оказывающего помощь. Ладонь руки кладут на нижнюю треть грудины, поверх нее помещают вторую руку. Важно, чтобы обе руки были выпрямлены в локтевых суставах и располагались перпендикулярно поверхности грудины, а также, чтобы обе ладони находились в состоянии максимального разгибания в лучезапястных суставах, т. е. с приподнятыми над грудной клеткой пальцами. В таком положении давление на нижнюю треть грудины производится начальной частью ладоней.

5. Оказывающий помощь быстро наклоняется вперед и, используя тяжесть тела, делает массажное движение, прижимая грудину по направлению к позвоночнику на 3-5 см. Это возможно лишь при средней силе нажима около 50 кг, поэтому массаж сердца следует проводить не только за счет силы рук, но и массы тела.

6. При сдавливании сердца между грудиной и позвоночником кровь из его полостей выталкивается в крупные артерии.

7. После надавливания на грудину нужно быстро опустить руки. В это время искусственное сжатие сердца (систола) сменяется его расслаблением (диастолой).

8. Оптимальным темпом непрямого массажа сердца можно считать для взрослого 70-72 движения в минуту.

Проведение непрямого массажа у детей и подростков намного легче, так как их грудная клетка более подвижна и эластична. Детям в возрасте до 12 лет непрямой массаж сердца проводят одной рукой в темпе 30-60 движений в минуту. Грудину можно смещать на 1,5-2 см.

Особенно осторожным нужно быть при оказании помощи новорожденным и грудным детям. Для выполнения непрямого массажа сердца у грудных детей достаточно усилий двух пальцев руки взрослого человека. Частота толчков должна быть больше 100-110 в минуту.

Внимание! При проведении непрямого массажа сердца возможно осложнение: перелом ребер, который определяется по характерному хрусту во время сдавливания грудины. Это осложнение не должно служить основанием для прекращения массажа.

Достоверный признак эффективности массажа сердца – сужение зрачков.

О чем говорят признаки эффективности комплекса оживления? Прежде всего о том, что улучшилось мозговое кровообращение. В этих условиях оживление может продолжаться даже несколько часов, пока не появится самостоятельное сердцебиение у пострадавшего.

Если вы начали оживление при внезапной остановке сердца и ваши приемы реанимации оказались полноценными (сузились зрачки, порозовели губы, определяется пульс на крупных сосудах во время массажа сердца) и грудная клетка при проведении искусственного дыхания расширяется, а самостоятельные сокращения сердца не возобновляются, продолжайте оживление и ждите прибытия "скорой помощи". Если вы устали, пусть вас кто-нибудь сменит, но проследите, чтобы он проводил оживление так же грамотно. При необходимости можно и нужно проводить массаж сердца и искусственное дыхание несколько часов.

Статья подготовлена по материалам книги В. Ю. Давыдова "Безопасность на воде и оказание помощи пострадавшим"

Другие публикации по теме данной статьи:

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: