Перечень операторов по переводу денежных средств. Оператор электронных денежных средств. Б) C Банком России

1. Оператором электронных денежных средств является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная пунктом 1 части третьей статьи 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

2. Лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе становиться обязанным по электронным денежным средствам и осуществлять перевод электронных денежных средств.

3. Лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе становиться обязанным по денежным обязательствам, которые используются для исполнения денежных обязательств между иными лицами или совершения иных сделок, влекущих прекращение обязательств между иными лицами, на основании распоряжений, передаваемых в электронном виде обязанному лицу. Положения настоящей части не распространяются на прекращение денежных обязательств с участием организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность, деятельность центрального контрагента и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.

4. Оператор электронных денежных средств обязан уведомить Банк России в установленном им порядке о начале деятельности по осуществлению перевода электронных денежных средств не позднее 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка электронных денежных средств. В уведомлении должны быть указаны:

1) наименование и место нахождения оператора электронных денежных средств, а также номер его лицензии на осуществление банковских операций;

2) вид (виды) предоставляемых клиентам электронных средств платежа;

3) наименования организаций, привлеченных оператором электронных денежных средств для оказания операционных услуг и (или) услуг платежного клиринга (при их привлечении).

4.1. Оператор электронных денежных средств обязан предоставлять Банку России отчетность по операциям, осуществляемым в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, в соответствии с установленными Банком России требованиями к составу, объему и порядку предоставления такой отчетности.

5. Оператор электронных денежных средств обязан установить правила осуществления перевода электронных денежных средств, включая:

1) порядок деятельности оператора электронных денежных средств, связанной с переводом электронных денежных средств;

2) порядок предоставления клиентам электронных средств платежа и осуществления перевода электронных денежных средств с их использованием;

3) порядок деятельности оператора электронных денежных средств при привлечении банковских платежных агентов, организаций, оказывающих операционные услуги и (или) услуги платежного клиринга;

___________________________________ (), выполняя в Платежной инфраструктуре Оператора функцию (и)_____________________________ (Оператора по переводу денежных средств, Расчетного центра, Оператора платежной системы), в лице __________________________, действующ__ на основании __________________________, и Заказчик__________________________________,в лице __________________________ (наименование ),действующ__на основании _________________________________, составили настоящий Акт о нижеследующем: 1. За отчетный месяцв Платежной инфраструктуре Оператора в пользу Заказчика было совершено____(количество )Платежей на общую сумму: ___ рублей ____ копеек. 2. За отчетный месяцв Платежной инфраструктуре Оператора было осуществлено возвратовпо причине недостоверных и/или неполных Платежных реквизитов ___ Платежей на общую сумму ___ рублей ___ копеек. 3. Общая сумма вознаграждения___________________________________ (наименование Оператора по переводу денежных средств и/или Расчетного централибо Оператора платежной системы ) за отчетный календарный месяц, удержанного из сумм принятых в адрес Заказчика Платежей, составляет ___________ рублей, в том числе(выбирается один или несколько подпунктов в зависимости от того, какие функции исполняет в Платежной инфраструктуре Оператора Субъект платежной инфраструктуры Оператора, подписывающий настоящий акт) : a. вознаграждение Оператора по переводу денежных средств, удерживаемое за услуги:

в размере ___________ рублей,определяется как размер процента (установленный согласно пункту 7.1Договора) от общей суммы платежей, осуществленных за отчетный период;

b. вознаграждение Расчетного центра, удерживаемое за услуги:

осуществление переводов денежных средств по принятым Платежам на основании полученных от Платежного клирингового центра клиринговых файлов по Платежным реквизитам Заказчиков в срок не позднее следующего рабочего дня с даты приема Платежа
осуществление при наличии полных и достоверных Платежных реквизитов приема Платежей в Платежной инфраструктуре Оператора в пользу Заказчиков на основании распоряжений Плательщиков о переводе денежных средств, находящихся на их банковском счете или предоставленных Плательщиком без открытия банковского счета, и перевода электронных денежных средств в соответствии с порядком и условиями, установленными законодательством Российской Федерации
формирование и передача (направление) Оператору (для последующего предоставления Заказчикам) реестров к каждому платежному поручению на общую сумму принятых Платежей, отправленному Расчетным центром в адрес Заказчиков, в срок не позднее рабочего дня, следующего за Операционным днем;
передача Платежному клиринговому центру информации о результатах осуществления переводов денежных средств в пользу Заказчиков, либо информации о возвращенных Платежах
обеспечение взимания и перечисления вознаграждения в пользу Субъектов платежной инфраструктуры Оператора в соответствии с размерами вознаграждений, установленных Договором, включая вознаграждение Оператора, ежедневно, по рабочим дням, не позднее 18-00 по московскому времени
незамедлительное уведомление Оператора о выявлении недостоверных Платежных реквизитов, препятствующих осуществлению перевода Платежа, в целях приостановления приема Платежей по Платежным реквизитам
осуществление возврата Платежа Плательщику в случае невозможности исполнения распоряжения Плательщика о переводе денежных средств в отношении Платежей, принятых в пользу Заказчика
обеспечение рассмотрения обращений и претензий Заказчиков, Плательщиков по вопросам, связанным с исполнением Расчетным центром в Платежной инфраструктуре Оператора своих функций

в размере ___________ рублей, определяется как размер процента (установленный согласно пункту 7.1 Договора) от общей суммы платежей, осуществленных за расчетный период;


c. вознаграждение Оператора платежной системы, удерживаемое за услуги:

определение правил платежной системы, организация и осуществление контроля за их соблюдением Участниками Платежной инфраструктуры Оператора, в том числе Расчетным центром, Операторами по переводу денежных средств, Операционным центром и Платежным клиринговым центром
осуществление привлечения в платежную систему операторов услуг платежной инфраструктуры, в том числе Операционного центра, Платежного клирингового центра, Расчетного центра, за исключением случая, если Оператор платежной системы совмещает функции оператора(ов) услуг платежной инфраструктуры
обеспечение привлечения в платежную систему Операторов по переводу денежных средств в целях расширения каналов приема Платежей в пользу Заказчика
обеспечение бесперебойности проведения расчетов в рамках Платежной инфраструктуры Оператора в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации
выполнение иных требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к деятельности оператора платежной системы

размере ___________ рублей, определяется как размер процента (установленный согласно пункту 7.1 Договора) от общей суммы платежей, осуществленных за расчетный период.

4. Расчет суммы вознаграждения _____________(наименование Оператора по переводу денежных средств и/или Расчетного централибо Оператора платежной системы) за отчетный месяц:

Наименование Оператора по переводу денежных средств и/или Расчетного центра либо Оператора платежной системы Наименование предоставляемых услугОператором по переводу денежных средств и/или Расчетным центром либо Оператором платежной системы Ставка вознаграждения Оператора по переводу денежных средств и/или Расчетного центра либо Оператора платежной системы(в соответствии с пунктами 7.1.1,7.1.2 и 7.1.5. Договора), НДС не облагается* Сумма всех вознагражденийОператора по переводу денежных средств и/или Расчетного центра либо Оператора платежной системы, подлежащая уплате Заказчиком за отчетный месяц, руб. (сумма всех вознаграждений, удержанных из суммы каждого Платежа в соответствии с размером вознаграждения, указанным в столбце 3, за отчетный месяц), НДС не облагается*

* - НДС не облагается в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 149 Налогового Кодекса Российской Федерации

5. _______________________________ () свои обязательства перед Заказчиком за отчетный календарный месяц выполнил в срок, в полном объеме и надлежащим образом. ________________________________ (наименование Участника Платежной инфраструктуры Оператора либо Оператора платежной системы ) и Заказчик претензий друг к другу не имеют.

6. Настоящий Акт составлен в форме электронного документа и подписанЗаказчикоми __________________(наименование Оператора по переводу денежных средств и/или Расчетного центра либо Оператора платежной системы) .

Приложение № 2.3

к договору-оферте на оказание услуг по информационному обеспечению расчетов с населением за потребляемые товары,

работы, услуги, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства

ОБРАЗЕЦ
Форма акта сдачи-приемки услуг операционного центра и платежногоклирингового центра, оказанных ОператоромЗаказчику

№ ______за период _____________

г. Москва «__» _______ 20__ г.

ФГУП «Почта России» (далее – Оператор), выполняя в Платежной инфраструктуре Оператора функцииОперационного центра, Платежного клирингового центра, в лице __________________________,действующ__ на основании __________________________,и Заказчик,в лице __________________________,действующ__ на основании _________________________________, составили настоящий Акт о нижеследующем:

1. За отчетный месяц в Платежной инфраструктуре Оператора в пользу Заказчика было совершено ____ (количество ) Платежей на общую сумму: ___ рублей ____ копеек.

2. За отчетный месяц в Платежной инфраструктуре Оператора было осуществлено возвратов по причине недостоверных и/или неполных Платежных реквизитов ___ Платежей на общую сумму ___ рублей ___ копеек.

3. Общая сумма вознаграждения Оператора, выполняющего функции Операционного центра и Платежного клирингового центра, за отчетный месяц, удержанного из сумм, принятых в адрес Заказчика Платежей, составляет ___________ рублей, в том числе:

a. вознаграждение Операционного центра, удерживаемое за услуги:

получение и хранение электронных сообщений от Оператора по переводу денежных средств, содержащих информацию о принятых распоряжениях Плательщиков
передача электронных сообщений, содержащих информацию о принятых распоряжениях Плательщиков, в Платежный клиринговый центр, Расчетный центр, а также передачаОператору и Операторам по переводу денежных средств извещений (подтверждений) о приеме и об исполнении распоряженийПлательщиков Участниками Платежной инфраструктуры Оператора
передача Оператору ежедневно информации о принятых в пользу Заказчиков Платежах за предыдущий Операционный день для ее размещения в Личном кабинете Заказчика
приостановление возможности приема Платежей по Платежным реквизитам после поступления информации от Оператора о выявлении недостоверных Платежных реквизитов, препятствующих осуществлению перевода Платежа, до исправления Платежных реквизитов Заказчиком

в размере ___________ рублей, определяется как размер процента (установленный согласно пункту 7.1.3 Договора) от общей суммы платежей, осуществленных за отчетный период;

b. вознаграждение Платежного клирингового центра, удерживаемое за услуги:

выполнение процедур подготовки к приёму и исполнению Расчетным центром распоряжений Операторов по переводу денежных средств, включая проверку соответствия распоряжений установленным законодательством Российской Федерации требованиям
ежедневное формирование клирингового файла (реестра Платежей) по принятым Платежам и передача указанного клирингового файла в Расчетный центр не позднее 12:00 по московскому времени рабочего дня, следующего за Операционным днем, в котором были приняты Платежи
прием ответов от Расчетного центра о результатах осуществления переводов денежных средств в пользу Заказчиков
передача Операционному центру информации о результатах осуществления переводов денежных средств в пользу Заказчиков
расчет вознаграждений, причитающихся по каждому принятому распоряжению Плательщика, в пользу Субъектов платежной инфраструктуры
рассылка Операторам по переводу денежных средств отчетов с информацией о результатах платежного клиринга
рассылка Оператору и Участникам платежной инфраструктуры реестров удержанных вознаграждений в пользу Оператора и каждого из Участников платежной инфраструктуры платежей в разрезе каждого Заказчика, с указанием в указанном реестре информации о номере платежного поручения и сумме вознаграждения, удержанного с оплаты каждого Заказчика

в размере ___________ рублей,определяется как размер процента (установленный согласно пункту 7.1.4 Договора) от общей суммы платежей, осуществленных за расчетный период;

4. Расчет суммы вознаграждения Оператора, выполняющего функции Операционного центра и Платежного клирингового центра, за отчетный месяц:

5. Оператор, выполняющий функции Операционного центра и Платежного клирингового центра, свои обязательства перед Заказчиком за отчетный месяц выполнил в срок, в полном объеме и надлежащим образом. Оператори Заказчик претензий друг к другу не имеют.

6. Настоящий Акт составлен в форме электронного документа и подписанЗаказчиком и Оператором.

От Заказчика: ФИО__________________ От Оператора: ФИО_____________________

Комментарий к федеральному закону от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ О национальной платежной системе

Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ вступил в силу 29 сентября 2011 г., а 1 октября 2011 г. "заработали" и те поправки, которые были внесены указанным Законом в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием данного документа (в частности, изменения, внесенные в часть первую НК РФ).

Электронные денежные средства

В соответствии с Законом N 161-ФЗ каждая организация может рассчитываться со своими контрагентами электронными денежными средствами. "Превратить" в электронные деньги можно только те безналичные средства, которые числятся на банковском счете организации.
Денежные средства становятся электронными в том случае, когда организация передает "безнал" оператору электронных денежных средств без открытия банковского счета для того, чтобы рассчитаться с контрагентом.
Электронные денежные средства - это , которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа (п. 18 ст. 3 Закона N 161-ФЗ).
Денежные средства не превращаются в электронные в случае, когда они предоставлены без открытия банковского счета организациям, которые осуществляют:
профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
клиринговую деятельность;
деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Электронные деньги приравнены к реальным

В соответствии с Законом N 161-ФЗ получили официальный статус.
На денежные средства организации может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством. При этом не имеет значения, числятся ли они на банковском счете организации или лежат в "электронном кошельке" (п. 12 ст. 10 Закона N 161-ФЗ).
Более того, операции с "электронным кошельком", так же, как и операции по расчетному счету организации, могут быть приостановлены (п. 11 ст. 10 Закона N 161-ФЗ).
Аналогичные положения появились и в части первой НК РФ.

Принудительное взыскание налога, пеней, штрафа

Если организация не перечислит налоги в бюджет в срок, то взыскание будет обращено сначала на денежные средства на счетах в банке, затем - на электронные денежные средства и только потом - на имущество организации (п. 1 ст. 46 НК РФ). При этом не имеет значения, в какой валюте лежат деньги у организации в "электронном кошельке".
Взыскание электронных денег будет производиться по решению налогового органа в случае, если денежных средств на расчетном счете оказалось недостаточно. Порядок принудительного взыскания прописан в п. 6.1, которым дополнена ст. 46 НК РФ.
В банк, в котором у организации открыт "электронный кошелек", налоговые органы направляют поручение на перевод электронных денежных средств на счет организации.
В поручении должны быть указаны:
реквизиты корпоративного электронного средства платежа налогоплательщика;
сумма, подлежащая переводу;
реквизиты счета.
Исполнить это поручение банк обязан в течение одного операционного дня. Электронные деньги банк должен зачислить на расчетный счет организации, а затем перечислить в бюджет.
Если в электронном кошельке организации денег недостаточно, то электронные деньги будут списываться по мере поступления.
Если для взыскания недоимки недостаточно электронных денег в рублях, то оно может осуществляться за счет электронных средств в валюте (в таком случае они переводятся на валютный счет организации). Помимо поручения на перечисление налога налоговая инспекция направляет банку поручение на продажу иностранной валюты организации. Такую продажу банк должен осуществить не позднее следующего дня.

Приостановление переводов электронных денег

При взыскании налога налоговые органы могут приостановить переводы электронных денежных средств в порядке и на условиях, установленных ст. 76 НК РФ (п. 8 ст. 46 НК РФ).
Приостановление переводов электронных денежных средств - это прекращение банком всех операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств в пределах суммы, указанной в решении налогового органа (п. 1 ст. 76 НК РФ).
В течение трех дней после приостановки переводов электронных денежных средств банк обязан сообщить в налоговые органы сведения об остатках денежных средств (п. 5 ст. 76 НК РФ).
Приостановление переводов электронных денежных средств отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа (п. 8 ст. 76 НК РФ).

Чем электронные деньги отличаются от "безнала"?

Между электронными деньгами и безналичными денежными средствами имеются и различия.
Во-первых, безналичные денежные средства зачисляются на банковский счет организации. Следовательно, "безнал" может существовать только при наличии расчетного или текущего счета у организации. Банк может выдавать владельцу счета пластиковую карту, при помощи которой он может использовать свои безналичные денежные средства.
Для электронных денег открывать банковский счет не следует - они располагаются в виртуальном пространстве и называются "электронным кошельком ".
Во-вторых, размер остатка средств в "электронном кошельке" организации ограничен. На конец рабочего дня он не должен превышать 100 000 руб. или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 руб. по официальному курсу Банка России (п. 7 ст. 10 Закона N 161-ФЗ). Электронные деньги, которые превышают установленный предел, переводятся на банковский счет организации.
В-третьих, получить электронные деньги и осуществлять расчеты электронными деньгами организация может только с физическими лицами (п. 9 ст. 7 Закона N 161-ФЗ). Между юридическими лицами расчеты электронными деньгами не предусмотрены.
В-четвертых, организации не могут уплачивать налоги электронными деньгами.

Оператор электронных денежных средств

Для создания, наполнения и использования "электронного кошелька" организации необходимо заключить договор с оператором электронных денежных средств.
Оператор электронных денежных средств - это оператор по переводу денежных средств, который осуществляет перевод электронных денежных средств без открытия банковского счета (перевод электронных денежных средств).
Оператором электронных денежных средств (далее - оператор ЭДС) может стать кредитная организация, которая имеет право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций.
Кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии Банка России имеет право осуществлять банковские операции, указанные в ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Напомним, что кредитные организации подразделяются на банки и небанковские кредитные организации.
Небанковские кредитные организации имеют право осуществлять отдельные банковские операции. Например:
осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц;
инкассировать денежные средства, векселя, платежные и расчетные документы;
производить кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
покупать и продавать иностранную валюту в наличной и безналичной форме;
выдавать банковские гарантии;
осуществлять переводы денежных средств.
Помимо перечисленных операций банки имеют право открывать и вести банковские счета граждан и организаций, привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, предоставлять кредиты.
О начале своей деятельности по переводу электронных денег кредитная организация должна уведомить Банк России в течение десяти рабочих дней (п. 4 ст. 12 Закона N 161-ФЗ).
На оператора ЭДС возложена обязанность установить правила осуществления перевода электронных денежных средств, в том числе порядок предоставления клиентам электронных средств платежа и осуществления перевода электронных денежных средств с их использованием.

Как создать "электронный кошелек"?

Создать "электронный кошелек" организация может как в том банке, где у нее открыт расчетный счет, так и в иной кредитной организации. В этом случае организации необходимо сообщить оператору ЭДС сведения о банковском счете, который у нее открыт в другой кредитной организации (п. 23 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Направлять деньги в "электронный кошелек" организация может только со своего банковского счета (п. 3 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Оператор ЭДС ведет учет операций, которые организация осуществляет через "электронный кошелек", и предоставляет клиентам информацию об остатке электронных денег (п. 4 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Оператору ЭДС запрещено предоставлять клиенту денежные средства для увеличения остатка на счете; он также не вправе начислять проценты на остаток электронных денежных средств или выплачивать вознаграждение клиенту (п. 6 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Если организация создает "электронный кошелек", то она должна уведомить об этом налоговые органы, что установлено новым пп. 1.1, которым дополнен п. 2 ст. 23 НК РФ.
Сведения о возникновении или прекращении права использования корпоративных электронных средств платежа для перевода электронных денежных средств необходимо представить в течение семи календарных дней со дня возникновения или прекращения такого права. Однако ответственность за нарушение сроков представления сведений в налоговые органы по-прежнему предусмотрена только в отношении открытия или закрытия счетов в банке, поскольку никаких изменений в ст. 118 НК РФ не внесено. Сумма штрафа за такое правонарушение составляет 5000 руб. (п. 1 ст. 118 НК РФ).
За несвоевременное представление сведений об открытии "электронного кошелька" специалисты налоговых органов могут оштрафовать организацию на основании п. 1 ст. 126 НК РФ. При этом сумма штрафа составит всего 200 руб.
По мнению специалистов налоговых органов, организацию можно оштрафовать за подобное правонарушение и на основании ст. 129.1 НК РФ, предусматривающей ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу. Размер штрафа в этом случае составляет 5000 руб.

Поступления в "электронный кошелек"

Содержимое "электронного кошелька" организации может пополняться за счет поступлений от физических лиц. Юридические лица и индивидуальные предприниматели переводить электронные деньги организации не имеют права.
При этом договором с оператором ЭДС может быть предусмотрена возможность автономного режима использования средств платежа. В этом случае уменьшение "электронного кошелька" физического лица (плательщика) и зачисление электронных денежных средств в "электронный кошелек" организации (получателя) происходят неодновременно.

Как потратить электронные деньги?

Для того чтобы перевести электронные деньги получателю, организации необходимо направить оператору ЭДС распоряжение (п. 7 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Распоряжение о переводе электронных денег организация передает исключительно с использованием корпоративного электронного средства платежа (далее - КЭСП).
Электронное средство платежа - это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора ЭДС составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием:
информационно-коммуникационных технологий;
электронных носителей информации, в том числе платежных карт;
иных технических устройств.
Использование КЭСП осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного организацией с оператором ЭДС (п. 1 ст. 9 Закона N 161-ФЗ).
Здесь следует обратить внимание на то, что банк предоставляет организации право использовать КЭСП для перевода электронных денежных средств только при представлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (п. 1 ст. 86 НК РФ). При этом оператор ЭДС идентифицирует организацию в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Идентификация юридического лица - это установление следующих сведений: наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения (пп. 1 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
Распоряжение о переводе электронных денежных средств оператор ЭДС должен выполнять незамедлительно.
Перевод электронных денежных средств осуществляется путем одновременного принятия оператором ЭДС распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя на сумму перевода.
Условиями договора с оператором ЭДС может быть предусмотрена и другая схема - перевод электронных денежных средств осуществляется по распоряжению получателя (п. 7 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Остаток электронных денег может быть переведен на банковский счет организации (п. 22 ст. 7 Закона N 161-ФЗ). Туда же направляются и электронные деньги, превышающие установленный размер остатка в "электронном кошельке" в размере 100 000 руб. (п. 9 ст. 10 Закона N 161-ФЗ).
Банки обязаны выдавать налоговым органам справки об остатках и переводах электронных денежных средств в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа (п. 2 ст. 86 НК РФ). Данную информацию специалисты налоговых органов могут запросить:
после вынесения решения о взыскании налога;
в случае принятия решения о приостановлении переводов электронных денежных средств.
За нарушение банком его обязанностей, связанных с электронными денежными средствами, новой ст. 135.2 НК РФ предусмотрена ответственность.

Валютная позиция банка

При осуществлении операций со средствами в инвалютах у банка

(его филиала) формируются активы и пассивы (требования и обязательст-

ва) в соответствующих валютах, соотношение которых носит название

«валютная позиция».

Валютная позиция – состояние остатков средств в инвалютах, кото-

рые формируют активы и пассивы (с учетом внебалансовых требований и

обязательств) в соответствующих валютах или драгоценных металлах и

создают в связи с этим риск получения дополнительных доходов или рас-

ходов при изменении обменных курсов. Различают открытую и закрытую,

короткую и длинную валютную позицию.

Закрытая валютная позиция – валютная позиция в отдельной инва-

люте, активы и пассивы (с учетом внебалансовых обязательств и требова-

ний) в которой количественно совпадают.

Открытая валютная позиция возникает в случае количественного

несовпадения активов и пассивов (с учетом внебалансовых обязательств и

требований) по отдельной инвалюте или отдельному драгметаллу и пред-

ставляет собой разницу сумм активов (и внебалансовых требований) и пас-

сивов (с учетом внебалансовых обязательств) в этой валюте или драгме-

По каждой инвалюте (драгметаллу) открытая позиция определяется

отдельно и оценивается в валюте РФ по действующим на отчетную дату

официальным обменным курсам (учетным ценам), которые устанавлива-

ются ЦБ РФ.

Открытая валютная позиция (ОВП) банка подразделяется на длин-

ную и короткую.

Короткая валютная позиция – открытая валютная позиция в отдель-

ной инвалюте, пассивы и внебалансовые обязательства в которой количе-

ственно превышают активы и внебалансовые требования в этой инвалюте.

Короткая позиция включается в расчет ОВП со знаком «-».

Длинная валютная позиция - открытая валютная позиция в отдельной

инвалюте, активы и внебалансовые требования в которой количественно

превышают пассивы и внебалансовые обязательства в этой инвалюте.

Длинная позиция включается в расчет ОВП со знаком «+».

Балансирующая позиция в рублях рассчитывается как разность меж-

ду абсолютной суммой всех коротких открытых валютных позиций в руб-

левой оценке и абсолютной суммой всех длинных открытых валютных по-

зиций в рублевой оценке.

Сумма открытых позиций в отдельных иностранных валютах и от-

дельных драгоценных металлах рассчитывается как сумма всех длинных

открытых валютных позиций в отдельных иностранных валютах и отдель-

ных драгоценных металлах (включая балансирующую позицию в рублях,

если она длинная), которая должна быть равна (в абсолютном выражении)

сумме всех коротких открытых валютных позиций в отдельных иностран-

ных валютах и отдельных драгоценных металлах (включая балансирую-

щую позицию в рублях, если она короткая).

Любая ОВП означает подверженность валютному риску, и следстви-

ем ее становятся возможные прибыли или убытки. Поэтому ОВП называ-

ют «позицией валютного риска» коммерческого банка.

Регулирование позиций валютного риска – это один из важнейших

факторов обеспечения стабильности банковской системы страны и одно-

временно инструмент валютного регулирования. Главной целью регулиро-

вания ОВП является минимизация отрицательного влияния валютного

риска на результаты деятельности коммерческого банка. Данная задача

складывается из двух составляющих.

1. Собственно регулирование открытых позиций с целью управления

банковским валютным риском. Особенность управления валютным риском

характеризуется тем, что он может принести банку не только убытки, но и

доход, в т.ч. спекулятивный, в результате благоприятного изменения ва-

лютных курсов.

В зависимости от принятой в банке политики управления валютным

риском процедура регулирования ОВП может осуществляться только в це-

лях предотвращения вероятных убытков, с ним связанных, либо для извле-

чения дополнительного спекулятивного дохода. В общем же случае это

управление обеспечивает возможности для одновременного выполнения

обеих указанных задач.

2. Регулирование ОВП в целях недопущения нарушений установлен-

ных контролирующими органами требований к позициям валютного риска

– лимитов ОВП. Данный аспект полностью соответствует главной цели ре-

гулирования ОВП, т.к. направлен на выполнение обязательных норматив-

ных требований (Инструкция ЦБР от 15.07.2005 г. № 124-И «Об установ-

лении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их рас-

чета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредит-

ными организациями»)

3. Валютно-обменные операции банков

Валютно-обменные операции банки проводят в соответствии с инструкцией № 113-И.

В банке должен быть организован обменный пункт, оборудованный стендом и содержащий следующую информацию:

Наименование, местонахождение (почтовый адрес) и телефон уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка), открывшего обменный пункт.

Режим работы обменного пункта (рабочий день обменного пункта).

В случае круглосуточного режима работы обменного пункта его операционный день заканчивается в 15.00 часов по местному времени.

Перечень видов банковских операций с наличной операции с наличной валютой и чеками - Курсы иностранных валют к валюте Российской Федерации и кросс-курсы иностранных валют,

Выписка о размерах комиссионного вознаграждения.

Правила приема банком поврежденных денежных знаков

В обменных пунктах проводятся следующие операции:

1) Покупка наличной иностранной валюты за наличные рубли.

2) Продажа наличной иностранной валюты за наличные рубли.

3) Продажа наличной иностранной валюты одного государства за валюту другого государства.

4) Размен денежных знаков иностранного государства.

5) Замена поврежденных денежных знаков на неповрежденные.

6) Прием денежных знаков иностранных государств и денежных знаков Банка России на экспертизу.

7) Покупка чеков за наличную валюту РФ и наличную валюту иностранных государств.

Операции с наличной иностранной валютой и чеками совершаются обменными пунктами только с теми валютами, курсы которых устанавливаются ЦБ РФ по отношению к рублю.

Кассовый работник обменного пункта ведет реестр операций с наличной иностранной валютой и чеками по всем видам операций в течение дня в электронной форме.

Обменному пункту запрещается в течение операционного дня осуществлять операции только по покупке или только по продаже наличной иностранной валюты за наличную валюту Российской Федерации, за исключением случаев израсходования кассовым работником обменного пункта авансов.

Банк, проводя валютно-обменные операции, ставит целью работать на марже, на которую влияет установленные банком курсы покупки и продажи валют, объемы производимых операций. Изменяя маржу путем регулирования курса покупки или продажи, банк может не только управлять доходностью обменных пунктов, но и регулировать остатки наличной валюты в хранилище. Например, если в банке излишек наличных рублей и есть необходимость в долларах на крупные выплаты по вкладам, можно увеличить курс покупки и стимулировать клиентов продать валюту банку.

Устанавливая курсы в пунктах обмена, банк ориентируется на следующие показатели:

Официальный курс ЦБ РФ;

Стоимость валюты на межбанковском рынке;

Прогноз изменений курса на межбанковском рынке;

Себестоимость банкноты для банка.

Получаемая маржа составляет не только разницу между курсом покупки или продажи и курсом ЦБ РФ, но и затраты банка на покупку валюты. Банки, работающие с обменными пунктами, в основном не завозят наличную валюту из за рубежа самостоятельно, а покупают ее у населения, крупных операторов межбанковского рынка банкнотных сделок. Цена банкноты на межбанковском рынке зависит от вида валюты. Различают валюту двух основных видов:

BRANDNEW (БРЭНД НЬЮ) – новые банкноты в упаковке банка-эмитента;

FEDFIT (ФЭД ФИТ) – банкноты, бывшие в употреблении.

4) Банки активно работают и с такими ценными бумагами, которые мо-

гут выпускать только они. Основными бумагами такого рода считаются

банковские сертификаты – сберегательные и депозитные. Порядок их вы-

пуска и обращения был установлен письмом Банка России от 10.02.1992 г.

№ 14-3-20 «Положение «О сберегательных и депозитных сертификатах

кредитных организаций»».

Депозитный и сберегательный сертификаты – это письменные сви-

детельства банка-эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющие

право вкладчика или его правопреемника на получение по истечении уста-

новленного срока суммы депозита (вклада) и процентов по нему.

Банки могут выпускать сертификаты только после утверждения ус-

ловий их выпуска и обращения в ТУ ЦБ РФ. Депозитные сертификаты

выпускаются для продажи только юридическим лицам, сберегательные –

только физическим лицам. Оба вида выпускаются только в рублях. Мак-

симальный срок обращения депозитных сертификатов – 1 год, сберега-

тельных – 3 года.

Сертификаты должны быть срочными, отпечатаны на бланках уста-

новленной формы и содержать все основные условия выпуска, оплаты и

обращения.

Сертификаты могут: выпускаться как в разовом порядке, так и се-

риями; быть именными или на предъявителя, принадлежать резидентам и

нерезидентам, передаваться другому лицу. Депозитный сертификат может

быть передан от юридического лица юридическому лицу, сберегательный

– от физического лица физическому лицу.

Депозитный и сберегательный сертификаты – виды доходной ценной

бумаги, поэтому не могут служить расчетным или платежным средством.

Проценты, причитающиеся владельцу по истечении срока обращения

сертификата, выплачиваются независимо от времени его покупки. В случае

досрочного предъявления сертификата к оплате банк выплачивает сумму

вклада и проценты такие же, как по вкладам до востребования, если в ус-

ловиях сертификата не указан иной размер процентов.

Если срок получения вклада (депозита) пропущен, то банк все равно

обязан выплатить означенные в сертификате сумму вклада и проценты по

первому требованию его владельца.

Права по утраченному сертификату на предъявителя восстанавлива-

ются в судебном порядке, а по сертификату именному это может сделать

сам банк по письменному заявлению владельца сертификата о выдаче ему

дубликата.

Различия между сберегательным и депозитным сертификатами :

1. Право выпуска сберегательных сертификатов предоставляется

коммерческим банкам: 1) при условии осуществления ими деятельности

не менее 2 лет – это то же самое условие, которое необходимо банку для

получения разрешения работать с физическими лицами; 2) при наличии

резервного фонда в размере не менее 15% от оплаченного уставного капи-

тала. Поэтому сберегательный сертификат – это ценная банковская бумага

для населения, а депозитный сертификат – это ценная банковская бумага

для юридических лиц.

2. Платежи по сделке купли-продажи депозитных сертификатов ве-

дутся только в безналичном порядке, а в случае со сберегательными – как

безналичными, так и наличными деньгами.

3. Средства от погашения депозитного сертификата могут направ-

ляться по заявлению владельца только на его банковский (корреспондент-

ский, расчетный или текущий) счет; гражданин может получить причи-

тающиеся ему средства как путем перевода суммы на банковский счет, так

и наличными.

5 вопрос Депозитные операции - это операции банков по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады либо на определенный срок, либо до востребования. Исходя из категории вкладчиков, различают депозиты:

§ юридических лиц (предприятий, организаций, других банков);

§ физических лиц.

По форме изъятия депозиты подразделяются на:

§ до востребования (обязательства, не имеющие конкретного срока);

§ срочные (обязательства, имеющие определенный срок);

§ условные (средства, подлежащие изъятию при наступлении заранее оговоренных условий).

К депозитам до востребования относятся:

§ средства на расчетных (контокоррентных), текущих и бюджетных счетах негосударственных предприятий, находящихся в федеральной и государственной (кроме федеральной) собственности;

§ средства на счетах физических лиц - предпринимателей;

§ средства на счетах фондов различного назначения;

§ средства на корреспондентских счетах других банков (счета ЛОРО);

§ средства на счетах депозитов до востребования финансовых органов (федеральных и местных), коммерческих и некоммерческих организаций, находящихся в федеральной и государственной (кроме федеральной) собственности, негосударственных предприятий;

§ средства в расчетах (аккредитивы, чеки) и обязательства в расчетах по отдельным операциям (факторинговым, форфейтинговым, конверсионным)вклады населения до востребования.

6. Оператор платежной системы и требования к его деятельности

Оператор платежной системы - организация, определяющая правила платежной системы, а также выполняющая иные обязанности, предусмотренные Федеральным законом «О национальной платежной системе».

Банк как оператор платежной системы может совмещать свою деятельность с деятельностью оператора по переводу денежных средств, оператора услуг платежной инфраструктуры.

Оператор платежной системы обязан:

1) определять правила платежной системы, организовывать и осуществлять контроль за их соблюдением участниками платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры;

2) осуществлять привлечение операторов услуг платежной инфраструктуры (операционный центр, платежный клиринговый центр и расчетный центр), за исключением случая, если оператор платежной системы сам выполняет их функции;

3) вести перечень операторов услуг платежной инфраструктуры, обеспечивать бесперебойность оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы, а также информировать Банк России, участников платежной системы о случаях и причинах приостановления (прекращения) оказания услуг платежной инфраструктуры в день такого приостановления (прекращения);

3) организовывать систему управления рисками в платежной системе, осуществлять оценку и управление рисками в платежной системе, обеспечивать бесперебойность функционирования платежной системы в порядке;

4) обеспечивать возможность рассмотрения споров с участниками платежной системы и операторами услуг платежной инфраструктуры в соответствии с правилами платежной системы.

Организация, намеревающаяся стать оператором платежной системы, должна направить в Банк России регистрационное заявление по форме и в порядке, которые установлены Банком России.

К регистрационному заявлению прилагаются следующие документы:

1) решение органа управления кредитной организации об организации платежной системы;

2) бизнес-план развития платежной системы на ближайшие два календарных года с указанием целей и планируемых результатов организации платежной системы, включая анализ рыночных и инфраструктурных факторов;

3) правила платежной системы;

4) перечень операторов услуг платежной инфраструктуры, которые будут привлекаться для оказания услуг платежной инфраструктуры в платежной системе.

В случае принятия решения о регистрации организации в качестве оператора платежной системы Банк России присваивает оператору регистрационный номер, включает информацию в реестр операторов платежных систем, который является общедоступным, и направляет организации регистрационное свидетельство, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия указанного решения.

Со дня получения регистрационного свидетельства Банка России банк вправе стать оператором платежной системы.

Оператор платежной системы обязан указывать свой регистрационный номер при предоставлении информации о платежной системе.

Платежная система должна иметь наименование, указанное в правилах платежной системы, содержащее слова "платежная система". Ни одна организация в РФ, за исключением организации, зарегистрированной в реестре операторов платежных систем, не может использовать в своем наименовании (фирменном наименовании) слова "платежная система" или иным образом указывать на осуществление деятельности оператора платежной системы. Операторы услуг платежной инфраструктуры, участники платежной системы вправе указывать на принадлежность к платежной системе в соответствии с правилами платежной системы. Банк России вправе использовать слова "платежная система" в отношении платежной системы Банка России.

Банк России отказывает в регистрации в качестве оператора платежной системы в случае:

1) непредставления требуемый документов;

2) несоответствия разработанных правил платежной системы требованиям закона о национальной платежной системе.

В случае отказа в регистрации в качестве оператора платежной системы Банк России в письменной форме уведомляет об этом организацию с указанием оснований отказа и приложением представленных для регистрации документов в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия решения об отказе в регистрации.

Банк России вправе принимать решения об исключении сведений об организации из реестра операторов платежных систем по следующим основаниям и в следующие сроки:

1) на основании заявления оператора платежной системы с указанием им рабочего дня, в который сведения об организации исключаются из реестра операторов платежных систем, - в рабочий день, указанный в заявлении, но не ранее дня представления заявления оператора платежной системы ;

2) в случае установления Банком России при осуществлении надзора факта существенного несоответствия сведениям, на основании которых осуществлялась регистрация оператора платежной системы, - в рабочий день, следующий за днем принятия решения Банком России;

3) при отзыве Банком России лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации, являющейся оператором платежной системы, - в рабочий день, следующий за днем отзыва лицензии Банком России;

4) в случае ликвидации оператора платежной системы как юридического лица - в рабочий день, следующий за днем, в который Банку России стало известно о ликвидации юридического лица, являющегося оператором платежной системы .

При исключении сведений об организации из реестра операторов платежных систем Банк России вносит соответствующую запись в реестр и не позднее дня, следующего за днем такого исключения, направляет организации уведомление. Не позднее дня, следующего за днем получения уведомления Банка России, организация обязана возвратить Банку России свое регистрационное свидетельство.

Реестр операторов платёжных систем
Номер Оператор Расчётный центр Платёжная система Статус
ЗАО АКБ «РУССЛАВБАНК» ЗАО АКБ «РУССЛАВБАНК» Contact исключена из реестра
ОАО КБ «ЮНИСТРИМ» ОАО КБ «ЮНИСТРИМ» Юнистрим
ЗАО «Национальные кредитные карточки» NATIONAL CREDIT CARDS национально значимая
ООО НКО «Вестерн Юнион ДП Восток» ОАО Банк ВТБ, ОАО НКО «ОРС», ООО НКО «Вестерн Юнион ДП Восток» Вестерн Юнион
ЗАО «Процессинговая компания «Юнион Кард» ОАО «УРАЛСИБ» Юнион Кард национально значимая
ООО КБ «Анелик РУ» ООО КБ «Анелик РУ» Anelik
ОАО НКО «ОРС» ОАО НКО «ОРС» ОБЪЕДИНЕННАЯ РАСЧЕТНАЯ СИСТЕМА
ОАО КБ «Тульский Расчетный Центр» Regional Payment System
ЗАО «ХэндиСолюшенс» ЗАО Банк «Новый Символ» HandyBank национально значимая
ОАО АКБ «Связь-Банк» ОАО АКБ «Связь-Банк» BLIZKO национально значимая
ООО «Платежная система «Виза» ОАО Банк ВТБ Виза социально значимая
ООО РНКО «Платежный Центр» ООО РНКО «Платежный Центр» Золотая Корона социально значимая
ЗАО МКБ «Москомприватбанк» ЗАО МКБ «Москомприватбанк» PrivatMoney исключена из реестра
НКО ЗАО «НРД» НКО ЗАО «НРД» НКО ЗАО НРД системно значимая, национально значимая
НКО ЗАО «МИГОМ» НКО ЗАО «МИГОМ» Migom, СМАРТИ исключена из реестра
ООО «Таможенная карта» ООО НКО «Межбанковский Кредитный Союз» ТАМОЖЕННАЯ КАРТА национально значимая
НКО ЗАО «ЛИДЕР» НКО ЗАО «ЛИДЕР» Международные Денежные Переводы ЛИДЕР социально значимая
ООО «МастерКард» ОАО «Сбербанк России» МастерКард социально значимая
ОАО «УЭК» ОАО «Сбербанк России» Универсальная электронная карта национально значимая
ООО «СПС» ОАО «Альфа-Банк» Страховая платежная система
ОАО АКБ «ИНТЕРКООПБАНК» ОАО АКБ «ИНТЕРКООПБАНК» InterExpress
ООО «Мультисервисная платежная система» ОАО Банк ВТБ, ОАО Банк «Возрождение», ОАО «НОТА-Банк», ОАО «Альфа-Банк», ЗАО «Нефтепромбанк» Мультисервисная платежная система национально значимая
ЗАО «Петербургский Расчетный Центр» ЗАО ПРЦ исключена из реестра
ОАО Банк ВТБ ОАО Банк ВТБ Система ВТБ социально значимая, национально значимая
ОАО «Сбербанк России» ОАО «Сбербанк России» Система Сбербанк системно значимая, социально значимая
ОАО «АМБ Банк» ОАО «АМБ Банк» АМБ БАНК
ООО «Америкэн Экспресс Банк» Америкэн Экспресс
ООО «ЮнионПэй» АКБ «БАНК КИТАЯ (ЭЛОС)» UnionPay
ООО КБ «Геобанк» ООО КБ «Геобанк» REXPAY
ЗАО «Райффайзенбанк» ЗАО «Райффайзенбанк» Быстрая Почта исключена из реестра
ЗАО «Платежная система Дельта Кей» ООО КБ «Метрополь», ЗАО РНКО «ФРЦ» Дельта Кей
ООО «БЭСТ» ОАО НКО «ОРС» БЭСТ
ООО НКО «Рапида» ЗАО АКБ «РУССЛАВБАНК», ООО НКО «Рапида», ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие», ОАО Банк ВТБ Contact
ООО «Объединенный национальный банк» F5
ООО «Цифровой платеж» ООО «Дил-банк» ДИПЕЙ
ПАО Банк ВТБ24 ОАО Банк ВТБ МультиКарта
ООО «Джей Си Би Интернэшнл (Евразия)» ОАО «АЛЬФА-БАНК» Джей Си Би

А) с Расчетным Центром ОРЦБ

Договор банковского счета (дополнительное соглашение к договору) , предусматривающий (ее) право Банка России на взыскание суммы штрафа за неисполнение Участником обязательств по депозитной сделке инкассовым поручением без распоряжения Участника – владельца счета.

Региональные Расчетные Центры ОРЦБ:

  • ЗАО ”Петербургский расчетный центр” (г. Санкт-Петербург);
  • ЗАО ”Сибирский расчетный центр” (г. Новосибирск);
  • Нижегородский филиал ЗАО РП ММВБ (г. Нижний Новгород);
  • Ростовский филиал ЗАО РП ММВБ (г. Ростов);
  • Уральский филиал ЗАО РП ММВБ (г. Екатеринбург);
  • Приморский филиал ЗАО РП ММВБ (г. Владивосток);
  • ЗАО ”Расчетная палата Самарской валютной межбанковской биржи” (г. Самара).

Кредитные организации могут использовать для осуществления расчетов по депозитным сделкам банковский счет, уже открытый в вышеперечисленных РЦ ОРЦБ для проведения операций с госбумагами или иностранной валютой, либо открыть его по собственному выбору в любом из указанных РЦ ОРЦБ, заключив договор банковского счета.

Б) C Банком России

Генеральное соглашение о заключении депозитных сделок в рублях с использованием СЭТ ММВБ (в целях его заключения кредитной организации следует обратиться в территориальное учреждение по месту открытия своего корреспондентского счета);

Договор корреспондентского счета/корреспондентского субсчета (ов) (дополнительное (ые) соглашения к договорам), открытого в ЦБ, предусматривающий право Банка России на взыскание со счета без распоряжения кредитной организации суммы штрафа за неисполнение обязательств по депозитной сделке инкассовым поручением Банка России в очередности, установленной законодательством.

В) с ММВБ:

  • Договор об участии в СЭТ ЗАО ММВБ по заключению сделок с Банком России.
  • Договор о присоединении к Правилам электронного документооборота , если такой договор не был заключен ранее.

Г) с Техническим центром (ММВБ, либо организация – региональный представитель ММВБ):

  • Договор ”Об обеспечении технического доступа к программно-техническому комплексу ЗАО ММВБ” если такой Договор не был заключен ранее.

Договоры оформляются в двух экземплярах, скрепляются печатью и подписью руководителя Организации. В случае если лицо, подписавшее Договоры со стороны Участника, имеет право подписи на основании доверенности или иного документа, необходимо предоставление нотариально заверенной копии такого документа.

Список документов, необходимых для предоставления на ММВБ:

Карточка с образцами (либо ее нотариально заверенная копия);

Удостоверенная подписью уполномоченного лица и заверенная печатью кредитной организацией копия доверенности, выданной представителю кредитной организации;

Нотариально удостоверенная копия лицензии на осуществление банковских операций, если она не была предоставлена ранее;

Нотариально удостоверенная копия Устава кредитной организации (включая зарегистрированные изменения и дополнения);

Заявление о допуске к участию в Системе электронного документооборота;

Карточка учета основных сведений Участника торгов;

Доверенности на Трейдеров, уполномоченных на заключение депозитных сделок Банка России с кредитными организациями с использованием СЭТ ММВБ;

Доверенности на должностных лиц, уполномоченных от имени Участника получать отчетные документы по результатам депозитных сделок.

Заключение депозитных сделок с Банком России не требует предварительного резервирования денежных средств в РЦ ОРЦБ. По итогам заключенных депозитных сделок кредитная организация перечисляет со своего банковского счета в РЦ ОРЦБ на счет по учету депозитов в Банке России сумму депозита в соответствии с платежными реквизитами, указанными в выписке из реестра сделок. Возврат суммы депозита и начисленных на нее процентов осуществляется Банком России на банковский счет кредитной организации в РЦ ОРЦ

Заключение сделок осуществляется путем регистрации заявок участников в СЭТ и встречных заявок центрального банка. Встречная заявка – заявка, введенная ЦБ РФ в СЭТ в ответ на зарегистрированную заявку участника. Подача заявок обеими сторонами означает их согласие заключить сделку на условиях встречной заявки ЦБ РФ.

20)Лизинг – это комплекс возникающих имущественных отношений, а именно – передача имущества во временное пользование на основе его приобретения и последующей сдачи в долгосрочную аренду. Это своеобразная альтернатива банковскому кредитованию.
Отличие в том, что банковская ссуда носит денежный характер, а лизинг – товарный либо смешанный.

29.10.98 г. принят Закон о лизинге, согласно которому лизинг – это инвестиционная деятельность, связанная с приобретением имущества и предоставлением его на основе договора лизинга.

Классическому лизингу свойственен трехсторонний характер взаимоотношений. Первой стороной является собственник имущества (лизингодатель), второй – пользователь имущества(лизингополучатель) и третьей – продавец имущества (рисунок8).

Компания, желающая арендовать оборудование с использовани-ем финансовых средств лизинговой компании, выбирает продавца необходимого оборудования(1). Заключается договор об аренде с лизинговой компанией(2). Лизинговая компания договаривается с по-ставщиком о покупке оборудования(3) с поставкой его арендатору (4). Стоимость товара выплачивается поставщику, и лизинговая компания становится владельцем оборудования(5). Арендатор вносит арендные платежи на протяжении всего периода использования оборудования(6).

Рисунок8 – Схема организации лизинговых отношений

Все стороны, участвующие в операции, получают выгоды. Про-давец продает товар и получает его стоимость. Арендатор получает возможность эксплуатировать оборудование, не затрачивая крупных сумм на инвестирование и не замораживая капитал на длительные сроки.

Коммерческие банки участвуют в лизинговой сделке непосредственно в роли лизинговой фирмы, гаранта лизингополучателя, либо контролируют лизинговую фирму, предоставляя ей кредиты.

Интересы лизингодателя-банка состоят в следующем:

§ получение чистого дохода в виде части лизинговой маржи и рисковой премии;

§ снижение риска неплатежей лизингополучателя за счет гарантий и возможности изъятия объекта лизинга из эксплуатации;

§ повышение степени защиты лизинговой операции за счет юридического владения предметом лизинга;

§ расширение рынков сбыта объектов лизинга;

§ повышение своей конкурентоспособности и диверсификации своего кредитно-инвестиционного портфеля;

§ расширение сферы предоставляемых услуг за счет выполнения наиболее сложных лизинговых операций;

§ повышение оборачиваемости кредитно-инвестиционного портфеля и, как следствие, увеличение объема прибыли и размера дохода;

§ ликвидность деятельности в течение лизингового периода и по его окончании, возможность демонтажа оборудования и его продажи по приемлемой цене;

§ генерирование дополнительных денежных потоков в банке, вызванное повышением эффективности деятельности лизингополучателя за счет внедрения технологически прогрессивного оборудования и совершенствования технологии производства.

Интересы гаранта могут заключаться в следующем:

§ получение агентского вознаграждения при выдаче гарантий или поручительства;

§ повышение степени защиты гарантий по лизинговой операции, т.к. получение имущества в лизинг обеспечивается(гарантируется) самим предметом лизинга;

§ минимизация принятия рисков при выдаче гарантий или поручительства.

Различают следующие виды лизинга .

По типу имущества :

§ лизинг движимого имущества;

§ лизинг недвижимого имущества.

По объему обслуживания :

§ чистый лизинг– все обслуживание предмета аренды берет на себя лизингополучатель;

§ лизинг с полным набором услуг – полное обслуживание объекта сделки берет на себя лизингодатель;

§ лизинг с частичным набором услуг – на лизингодателя возлагаются лишь отдельные функции по обслуживанию объекта сделки.

Услуги по лизингу могут быть:

§ технические(монтаж, наладка, обслуживание, текущий ремонт);

§ консультационные(по вопросам налогообложения, оформления сделки и др.).

В зависимости от сектора рынка:

§ внутренний лизинг;

§ международный лизинг(экспортный, импортный)

  • 21 вопрос . Расчеты между РКЦ по операциям коммерческих банков, а также по их собственным операциям осуществляются через систему межфилиальных оборотов. На балансе ЦБР открываются два счета по межбанковским расчетам: “Начальные межфилиальные обороты” и“Ответные межфилиальные обороты”. Расчетный центр, начавший операцию по расчетам (начальный провод), условно называется филиалом А, а принявший документы к ответному проводу – филиалом Б.
  • Операции банков осуществляются на основании специальных документов - авизо (официальное извещение о выполнении расчетной операции). Они могут быть дебетовыми или кредитовыми (в зависимости от содержания операции).
  • Правильность совершения расчетов РКЦ подтверждается совпадени­ем начальных и ответных оборотов в процессе квитовки, т.е. сопо­ставления каждого ответного провода с начальным. Иными словами, должно быть обеспечено равенство общего итога остатков по счету начальных МФО через РКЦ общему итогу остатков по счету сквитованных ответных МФО. Такое соответствие достигается на балансах главных управлений ЦБ РФ только после завершения квитовки в межфилиальных оборотах за истекший год. Контроль за правильно­стью совершения расчетов между хозяйственными органами осущест­вляют коммерческие банки и их учреждения. В необходимых случаях привлекаются РКЦ и РЦИ Банка России.
  • Деятельность РКЦ тесно связана и напрямую зависит от качества работы вычислительных центров (ВЦ). В настоящее время коммерче­ские банки имеют возможность использовать для автоматизации своей деятельности как централизованную систему обработки инфор­мации, так и различные варианты локальных сетей либо сочетание обеих этих систем.

22. Порядок открытия и ведения металлических счетов

Проведение банками любых операций с драгоценными металлами связано с открытием металлических счетов.

Металлический счет – счет, открываемый в уполномоченном банке, на котором учитывается физическое количество принадлежащих клиенту аффинированных драгоценных металлов.

Виды металлических счетов:

- Металлические счета ответственного хранения.

Предназначены для учета драгоценных металлов клиентов, переданных в банк на ответственное хранение с сохранением их индивидуальных признаков (наименование, количество, проба, производитель, серийный номер).

Для открытия и ведения таких счетов, а также для приема драгоценных металлов (ДрагМе) банку необходимо иметь сертифицированное хранилище, оборудованное специальными приборами, например, для измерения веса. ДрагМе, принятые на хранение не могут рассматриваться банком как привлеченные средства и, следовательно, не могут быть размещены от имени и за счет банка. Доход по этим счетам складывается исключительно из комиссии за ведение счета и обеспечение сохранности ДрагМе.

- Обезличенные металлические счета.

Предназначены для учета ДрагМе без указания их индивидуальных признаков. ДрагМе в данном случае имеют только количественную характеристику массы металла в граммах и стоимостную оценку в рублях. Счета используют для осуществления операций по привлечению во вклады и размещению ДрагМе. По обезличенному счету проводятся следующие операции.

Электронные деньги с одной стороны являются платежным средством, с другой стороны - обязательством эмитента, которое должно быть выполнено в традиционных (неэлектронных) деньгах. Обращение электронных денег происходит при помощи компьютерных сетей, Интернета, платёжных карт, электронных кошельков и устройств, работающих с платежными картами (банкоматы, POS-терминалы, платежные киоски и т. д.). Также, используются и другие платежные инструменты различной формы: браслеты, брелоки, блоки мобильных телефонов и т. д., в которых есть специальный платежный чип.

Большинство экономистов выделяет две главные формы электронных денег - на базе карт и на базе сетей.

Первая группа (более развитая форма цифровой наличности) - это смарт-карты (smart cards), или карты с хранимой стоимостью (stored-value cards, SVC - то же самое, что предоплаченные (prepaid) карты), или электронные кошельки (e-purses), имеющие встроенный микропроцессор с записанным на нем в результате предоплаты денежным эквивалентом.

Вторая группа - сетевые деньги (network money), они сохраняют денежную стоимость в памяти компьютеров на жестких дисках и представляют собой программное обеспечение, обеспечивающее перевод средств по электронным коммуникационным сетям, в том числе через Интернет.

Оператор электронных денежных средств обязан уведомить Банк России в установленном им порядке о начале деятельности по осуществлению перевода электронных денежных средств не позднее 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка электронных денежных средств. В уведомлении должны быть указаны:

1) наименование и место нахождения оператора электронных денежных средств, а также номер его лицензии на осуществление банковских операций;

2) вид (виды) предоставляемых клиентам электронных средств платежа (далее – «ЭСП»):

  • 1 – персонифицированное ЭСП для физических лиц;
  • 2 – неперсонифицированное ЭСП для физических лиц;
  • 3 – корпоративное ЭСП для юридического лица и индивидуального предпринимателя;

3) наименования организаций, привлеченных оператором электронных денежных средств для оказания операционных услуг, услуг платежного клиринга (при их привлечении).

Использование персонифицированного электронного средства платежа предусматривает идентификацию клиента - физического лица. Условием использования такого вида ЭСП является требование об ограничении остатка электронных денежных средств, который в любой момент не превышает 600 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тысячам рублей по официальному курсу Банка России. Однако допускается превышение указанной суммы вследствие изменения официального курса иностранной валюты, устанавливаемого Банком России.

При использовании неперсонифицированного электронного средства платежа идентификация клиента - физического лица не производится. При этом остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 15 тысяч рублей. В случае проведения оператором упрощенной идентификации клиента - физического лица допускается увеличение остатка электронных денежных средств до 60 тысяч рублей.

Общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием одного неперсонифицированного электронного средства платежа не может превышать 40 тысяч рублей в течение календарного месяца.

Общая сумма перевода с использованием неперсонифицированного электронного средства платежа может быть увеличена до 200 тысяч рублей в течение календарного месяца при условии проведения упрощенной идентификации клиента.

Упрощенная идентификация клиента - физического лица – это установление фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), серии и номера документа, удостоверяющего личность, и подтверждение достоверности этих сведений

Неперсонифицированное электронное средство платежа не может использоваться клиентом - физическим лицом, не прошедшим упрощенную идентификацию, для осуществления перевода электронных денежных средств другому физическому лицу либо для получения переводимых электронных денежных средств от другого физического лица.

Использование корпоративного электронного средства платежа осуществляется при условии проведения идентификации клиента, а также при условии, что остаток электронных денежных средств не превышает 600 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тысячам рублей по официальному курсу Банка России, на конец рабочего дня оператора электронных денежных средств.

Оператор электронных денежных средств обязан установить правила осуществления перевода электронных денежных средств, включая порядок:

1) деятельности оператора электронных денежных средств, связанной с переводом электронных денежных средств;

2) предоставления клиентам электронных средств платежа и осуществления перевода электронных денежных средств с их использованием;

3) деятельности оператора электронных денежных средств при привлечении банковских платежных агентов, организаций, оказывающих операционные услуги и (или) услуги платежного клиринга;

4) обеспечения бесперебойности осуществления перевода электронных денежных средств;

5) рассмотрения претензий оператором электронных денежных средств, включая процедуры оперативного взаимодействия с клиентами;

6) обмена информацией при осуществлении переводов электронных денежных средств.

Оператор электронных денежных средств обязан обеспечить бесперебойность осуществления перевода электронных денежных средств.

9. Оператор услуг платежной инфраструктуры и требования к его деятельности

Оператор услуг платежной инфраструктуры, являющийся кредитной организацией, Банком России или Внешэкономбанком, может совмещать оказание операционных услуг, услуг платежного клиринга и расчетных услуг, в том числе в рамках одной организации, а также с деятельностью оператора по переводу денежных средств, оператора платежной системы.

Оператор услуг платежной инфраструктуры осуществляет свою деятельность в соответствии с правилами платежной системы и договорами, заключаемыми с участниками платежной системы и другими операторами услуг платежной инфраструктуры.

В отношении операторов услуг платежной инфраструктуры должны быть определены требования к их финансовому состоянию, технологическому обеспечению и другим факторам, влияющим на бесперебойность функционирования платежной системы, которые должны быть объективными, доступными для публичного ознакомления и обеспечивать равноправный доступ операторов услуг платежной инфраструктуры в платежную систему.

Операторы услуг платежной инфраструктуры обязаны предоставлять оператору платежной системы информацию о своей деятельности (в части оказания услуг платежной инфраструктуры) в соответствии с правилами платежной системы.

Требования к деятельности операционного центра

Операционный центр обеспечивает обмен электронными сообщениями между участниками платежной системы, между участниками платежной системы и их клиентами, платежным клиринговым центром, расчетным центром, между платежным клиринговым центром и расчетным центром.

Он осуществляет свою деятельность в соответствии с правилами платежной системы и на основании договоров об оказании операционных услуг с оператором платежной системы, участниками платежной системы, платежным клиринговым центром и расчетным центром, если заключение таких договоров предусмотрено правилами платежной системы.

В платежной системе может быть несколько операционных центров.

Операционный центр несет ответственность за реальный ущерб, причиненный участникам платежной системы и субъектам платежной системы. Ответственность операционного центра за реальный ущерб может быть ограничена размером неустойки, за исключением случаев умышленного неоказания (ненадлежащего оказания) операционных услуг.

Оператор платежной системы вправе привлекать операционный центр, находящийся за пределами Российской Федерации, для оказания операционных услуг участникам платежной системы. В указанном случае оператор платежной системы несет ответственность за надлежащее оказание операционных услуг участникам платежной системы.

Требования к деятельности платежного клирингового центра

Платежный клиринговый центр осуществляет свою деятельность в соответствии с правилами платежной системы и на основании договоров об оказании услуг платежного клиринга, заключаемых с участниками платежной системы, операционным центром и расчетным центром.

В платежных системах, в рамках которых осуществляются переводы денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах, услуги платежного клиринга могут оказываться в рамках клиринговой услуги клиринговой организацией.

В платежной системе может быть несколько платежных клиринговых центров.

В соответствии с договором об оказании услуг платежного клиринга, заключаемым с расчетным центром, платежный клиринговый центр обязуется передавать расчетному центру от имени участников платежной системы подлежащие исполнению распоряжения участников платежной системы.

Платежный клиринговый центр несет ответственность за убытки, причиненные участникам платежной системы и расчетному центру вследствие неоказания (ненадлежащего оказания) услуг платежного клиринга.

Центральный платежный клиринговый контрагент - платежный клиринговый центр, выступающий плательщиком и получателем средств по переводам денежных средств участников платежной системы.

Центральным платежным клиринговым контрагентом может выступать кредитная организация, Банк России или Внешэкономбанк.

Центральный платежный клиринговый контрагент обязан:

1) обладать денежными средствами, достаточными для исполнения своих обязательств, либо обеспечивать исполнение своих обязательств, в том числе за счет гарантийного фонда, в размере наибольшего обязательства, по которому центральный платежный клиринговый контрагент становится плательщиком, за период, определяемый правилами платежной системы;

2) ежедневно осуществлять контроль за рисками неисполнения (ненадлежащего исполнения) участниками платежной системы своих обязательств по переводу денежных средств, применять в отношении участников платежной системы, анализ финансового состояния которых свидетельствует о повышенном риске, ограничительные меры, включая установление максимального размера платежной клиринговой позиции, и предъявлять требования о повышенном размере обеспечения исполнения обязательств участников платежной системы по переводу денежных средств.

Требования к деятельности расчетного центра

Расчетным центром может выступать кредитная организация, Банк России или Внешэкономбанк. В платежной системе может быть несколько расчетных центров.

Расчетный центр осуществляет свою деятельность в соответствии с правилами платежной системы и на основании договоров банковского счета, заключаемых с участниками платежной системы и (или) центральным платежным клиринговым контрагентом, а также договоров, заключаемых с операционным центром и платежным клиринговым центром.

Расчетный центр исполняет поступившие от платежного клирингового центра распоряжения участников платежной системы посредством списания и зачисления денежных средств по банковским счетам участников платежной системы и (или) банковскому счету центрального платежного клирингового контрагента.

Управление рисками...

Оператор платежной системы обязан определить одну из следующих используемых в платежной системе организационных моделей управления рисками в платежной системе:

1) самостоятельное управление рисками в платежной системе оператором платежной системы;

2) распределение функций по оценке и управлению рисками между оператором платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры и участниками платежной системы;

3) передача функций по оценке и управлению рисками оператором платежной системы, не являющимся кредитной организацией, расчетному центру.

Система управления рисками должна предусматривать следующие мероприятия:

1) определение организационной структуры управления рисками, обеспечивающей контроль за выполнением участниками платежной системы требований к управлению рисками, установленных правилами платежной системы;

2) определение функциональных обязанностей лиц, ответственных за управление рисками, либо соответствующих структурных подразделений;

3) доведение до органов управления оператора платежной системы соответствующей информации о рисках;

4) определение показателей бесперебойности функционирования платежной системы в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России;

5) определение порядка обеспечения бесперебойности функционирования платежной системы в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России;

6) определение методик анализа рисков в платежной системе, включая профили рисков, в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России;

7) определение порядка обмена информацией, необходимой для управления рисками;

8) определение порядка взаимодействия в спорных, нестандартных и чрезвычайных ситуациях, включая случаи системных сбоев;

9) определение порядка изменения операционных и технологических средств и процедур;

10) определение порядка оценки качества функционирования операционных и технологических средств, информационных систем независимой организацией;

11) определение порядка обеспечения защиты информации в платежной системе.

Способы управления рисками в платежной системе определяются оператором платежной системы с учетом особенностей организации платежной системы, модели управления рисками, процедур платежного клиринга и расчета, количества переводов денежных средств и их сумм, времени окончательного расчета.

Система управления рисками может предусматривать следующие способы управления рисками:

1) установление предельных размеров (лимитов) обязательств участников платежной системы с учетом уровня риска;

2) создание гарантийного фонда платежной системы;

3) управление очередностью исполнения распоряжений участников платежной системы;

4) осуществление расчета в платежной системе до конца рабочего дня;

5) осуществление расчета в пределах предоставленных участниками платежной системы денежных средств;

6) обеспечение возможности предоставления кредита;

7) использование безотзывных банковской гарантии или аккредитива;

8) другие способы управления рисками, предусмотренные правилами платежной системы.

Правилами платежной системы может быть предусмотрено создание оператором платежной системы коллегиального органа по управлению рисками в платежной системе, в состав которого включаются ответственные за управление рисками представители оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры, участников платежной системы. В состав органа по управлению рисками по согласованию с Банком России могут быть включены представители Банка России с правом совещательного голоса.

10) Под межбанковским кредитом принято понимать кредит, предоставляемый одним банком другому, или депозиты банка, размещаемые в других банках. Субъектами кредитных отношений в данном случае являются банки - коммерческие и центральные. Банки, располагающие свободными кредитными ресурсами, продают эти ресурсы на рынок межбанковских кредитов (МБК) - денежном рынке. С помощью межбанковских кредитов банки могут оперативно управлять своей ликвидностью, быстро привлекать средства в случае крайне важно сти или размещать временно свободные кредитные ресурсы.

В состав участников рынка МБК входят банки, которые проводят свои операции нерегулярно, исходя из складывающихся финансовых условий. Наиболее активные операторы рынка МБК - банки-дилеры, действующие от своего имени и за свой счет; они могут выступать в качестве заемщиков или кредиторов. Их доход - процентная маржа, ᴛ.ᴇ. разница между ставками размещения и привлечения средств.

Коммерческий банк может привлечь кредит другого банка напрямую или через посредника (другой банк, фондовую биржу, брокерскую контору и др.).

Цена кредитных ресурсов - процентная ставка по кредиту на рынке МБК - складывается под воздействием спроса и предложения. Представление о состоянии рынка МБК дают специальные показатели, к числу которых относятся˸

MIBOR - средняя ставка по предложениям на продажу;

MIBID - средняя ставка по предложениям на покупку;

Уровень процентных ставок на рынке МБК дифференцируется исходя из сроков кредитования.

При выборе контрагентов на рынке МБК банками учитывается правовое положение, финансовое состояние будущего заемщика-банка, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ определяется на основании данных балансов и экономических нормативов. Используется также информация о рейтингах. На основании этих данных можно рассчитывать допустимую величину кредитного риска для контрагента- максимальный размер кредита для данного банка-заемщика.

Коммерческий банк не начнет работать на рынке МБК с контрагентом, не рассчитав на него лимит. Существуют специальные методики расчета установления лимита на банки-контрагенты, позволяющие адекватно оценить состояние любого банка на основании анализа данных балансов, экономических нормативов, расшифровок отдельных балансовых счетов, взятых в динамике. Чаще всœего лимит рассчитывается на базе данных о собственном капитале банка-контрагента с помощью специального синтетического коэффициента͵ отражающего финансовое положение банка. Данный коэффициент разрабатывается самим банком-контрагентом.

Контракты на рынке МБК носят в основном долговременный характер, кредитные сделки заключаются на базе генерального соглашения об общих условиях проведения операций на внутреннем валютном и денежном рынках. В российской практике МБК предоставляются банками без обеспечения как банковские кредиты, единственной гарантией возврата которых является кредитный договор.

Сделки заключаются через систему reuters dealing 2000, по которой также осуществляется валютный дилинг - сделки по операциям купли/продажи безналичной иностранной валюты (конверсионные сделки). Использование современных средств связи обеспечивает быстрое заключение сделок и оперативное перераспределœение свободных кредитных ресурсов между банками.

Для оформления и осуществления деятельности стороны предоставляют друг другу соответствующие документы.

При наличии временно свободных денежных ресурсов, либо потребности в приобретении кредитных средств дилеры сторон по системам связи направляют предложение заключить сделку (оферту), в которой содержатся следующие условия˸

Сумма и валюта МБК;

Процентная ставка и сроки уплаты процентов;

Даты зачисления средств на соответствующие корреспондентские счета;

Инструкции по осуществлению соответствующих платежей;

Проценты за пользование кредитом начисляются за каждый календарный день пользования МБК, начиная с даты зачисления средств на корреспондентский счёт заемщика по дату зачисления средств на корреспондентский счёт кредитора, согласованного дилерами при заключении сделки. Проценты выплачиваются в конце срока одновременно с возвратом суммы МБК или на других условиях

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: