Морфемный разбор слов. Морфемика. Морфемный состав слова Морфемика морфемный состав слова

ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы «Виды работ по морфемике на уроках русского языка» значима в современном языкознании, потому что задача пропедевтической работы состоит в подготовке учащихся к пониманию семантической (смысловой) и структурной соотносимости, которая существует в языке между однокоренными словами. Такая задача обусловлена, во-первых, тем, что понимание семантико-структурной соотносимости слов по своей лингвистической сущности является основой усвоения особенностей однокоренных слов и образования слов в русском языке. Во-вторых, указанная задача продиктована трудностями, с которыми сталкиваются школьники при изучении однокоренных слов и морфем.

Цель работы: рассмотреть морфемный состав слова, методику изучения и виды работ, которые проводятся в школе на уроках русского языка.

Подобрать, изучить и систематизировать литературу по теме;

Описать морфемный состав слова в современном русском языке;

Рассмотреть методы и приемы работы по изучению состава слова;

Изучить опыт работы учителей школ по данной теме.

Объект исследования: состав слова.

Предмет исследования: методика изучения состава слова в школе, на уроках русского языка.

Методы исследования:

Теоретические методы:

1) изучение методологических основ;

2) изучение «истории вопроса» и изучение всей литературы по вопросу, анализ всего прошлого опыта, сопоставление прошлого опыта с современным положением дела;

3) изучение вопросов современного науковедения, эвристики, методов исследования и смежных наук, опыта исследовательской работы крупных ученых;

4) анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путем - в результате наблюдений, изучения опыта учителей, формирование выводов и практических рекомендаций .

Эмпирические методы:

1) изучение опыта учителей, обобщение нового и ценного;

2) целенаправленное наблюдение над процессом обучения: протоколирование уроков и их фрагментов, ответов учащихся на вопросы, их рассказов, ведения магнитофонных записей, фотографирование, изучение письменных упражнений и контрольных работ - диктантов, изложений, сочинений, анкетирование школьников и учителей.

Этапы исследования:

1) изучение методологических вопросов теории познания и ее применения к процессу обучения школьников. Изучение психолого-педагогических вопросов теории познавательной деятельности учащихся.

2) обработка собранных материалов.

3) внесение корректив в предварительные выводы. Разработка рекомендаций. Окончательная доработка новой методики и учебных материалов, составление работы .

МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА

Понятие морфем

Морфема - это наименьшая значимая часть слова и грамматических форм слова.

Это минимальная значимая единица языка, характеризующая по сравнению со словом как общими для них (интегральными) так и различными (дифференциальными) признаками. Интегральными признаками морфемы и слова являются и материальность, значимость и воспроизводимость. К числу дифференциальных признаков морфемы относятся ее минимальность, повторяемость, структурная соотнесенность со словом, а не со словосочетанием или предложением.

Однако четкой границы между обоими типами признаков морфемы провести нельзя, поскольку ее интегральные признаки, внешне сходные с аналогичными признаками слова, качественно отличаясь от них, являются в то же время и дифференциальными.

Морфема - это минимальная значимая единица языка, у которой план выражения может отсутствовать при сохранении известной смысловой целостности.

Это наблюдается, например, у нулевых морфем (стол - стола, стрел - стрелы, рад - рада, высох - высохла и т.п.), представляющих собой значащее отсутствие звукового отрезка в определенной точке речевой цепи.

Для служебных морфем (аффиксов) характерны словообразовательное и грамматическое значение.

Так, например, суффикс - тель/- итель в именах существительных, мотивированных глаголами (победи-тель, спаси-тель) имеют словообразовательное значение «лица - производителя действия», а в глаголе победи-л суффикс -л- выражает грамматическое значение прошедшего времени.

Окончания являются носителями сразу нескольких грамматических значений: рода, числа, падежа у имен, лица, числа у глаголов. Носителем лексического значения является только корневая морфема.

Синкретические морфемы, совмещающие словообразовательное и грамматическое значения, в языке немногочисленны. Это, главным образом, глагольные приставки. Например, приставки в-/во-, до-, за- и др. в сочетании с глаголом идти, выражая, например, движения (внутрь, к предмету, за предметом и т.д.) в то же время изменяют вид глагола, переводя его из несовершенного вида в совершенный.

Два признака морфем - обобщенность и нелинейность (парадигматический характер) - однозначно являются интегральным. Парадигматический характер морфемы проявляется в ее способности входить в сопоставление с единицами, обладающими структурной общностью, но различающимися по смыслу, что подтверждает ее типовой, а следовательно, и обобщенный характер. Это можно показать на примере имен существительных с суффиксом - щик - чик, обозначающими лицо по профессии или занятию: гардероб-щик -, морожен-щик -, прицеп-щик-, обход-чик - , рез-чик - , разнос-чик-, лет-чик - - и т.д. Что касается слова, то оно изучается в морфемике с грамматической точки зрения. В этом плане наряду с его внутренним строением и членимостью на значимые части рассматриваются особенности его словоизменения и формообразования .

Кроме интегрально-дифференциальных у морфемы есть и собственно различительные признаки.

Наиболее важным из них являются признак ее минимальности, проявляющийся в невозможности дальнейшего членения морфемы на более мелкие части без нарушения ее смысловой целостности. В противном случае образуются незначимые единицы низшего уровня - фонемы.

К различительным признакам морфемы относится и ее структурная выделяемость в составе слова, поэтому морфема связана с единицами высшего, синтаксического уровня не прямо, а опосредованно, об этом свидетельствует невозможность выступать в качестве члена предложения и занимать в нем определенную синтаксическую позицию.

Что касается признака повторяемости морфемы, то это характерное для нее свойство (большинство морфем употребляются минимум в двух словах одного и того же словообразовательного ряда: учи-тель, писа-тель, ваяя-тель, оформи-тель и т.п.) относится не всеми лингвистами к числу ее обязательных дифференциальных признаков.

Таким образом, наиболее предполагаемым понятием морфемы является понятие, в которой говорится, что морфема - это минимально значимая единица языка, у которой план выражения может отсутствовать при сохранении известной смысловой целостности.

Морфема - единица двуплановая, обладающая и формой и содержанием. Этим она принципиально отличается от фонемы, не имеющей значения, а также от слога. Морфема - единица воспроизводимая, говорящий не создает морфем в речи, а берет их из хранящегося в памяти «инвентаря» языковых единиц, тогда как предложения относятся к числу единиц, создаваемых говорящим непосредственно в речевом общении.

Морфемный состав слова

Морфемика – это раздел русского языка, который изучает строение слова.

Слова состоят из значимых частей, которые называются морфемами: приставки, корня, суффикса и окончания.

Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании. Окончание выражает различные грамматические значения частей речи: 1) у имён существительных, имён числительных, личных местоимений – значение падежа и числа; 2) у имён прилагательных, причастий, местоимений – значение падежа, числа и рода; 3) у глаголов в настоящем и будущем времени – значение лица и числа; 4) у глаголов в прошедшем времени – значение рода и числа.

Запомните: окончание может быть нулевым, то есть не выраженным звуками (врач, дом); оно обнаруживается при сравнении форм слова.

Часть изменяемого слова без окончания называется основой слова . Основа может быть охарактеризована, как непроизводная, производная, производящая.

Непроизводная основа – это основа слов, не образованных от каких-либо других слов, имеющих первичный характер.

Производная основа – это основа слов, образованных от каких-либо других слов путём присоединения различных морфем (приставок, суффиксов).

Производящая основа – это основа того слова, от которого данное слово образовано.

Различайте слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова, в которых выделяется только основа (говоря, завтра, длиннее).

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными (водный, подводный, вода, заводь, водянистый, подводник).

Запомните: существуют слова, которые имеют один и тот же корень, но разные лексические значения (гора, горный, угореть, загореть, перегореть), они не являются однокоренными.

Приставка – это значимая часть слова, которая сто¬ит перед корнем и служит для образования новых слов (вода, подводный).

Запомните: кроме исконно русских приставок (О-, ОТ-, ПОД-, НАД-, ПЕРЕ-), существуют иноязычные (КОНТР-, СУБ-, АД-, ИН-, КОН-, ОБ-).

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (тонкость, тонковатый; водяной, водянистый).

Постфикс – это часть слова, которая стоит после окончания; в русском языке их 2: -СЬ и -СЯ.

Упражнение № 1

Выделите в данных словах окончания и основы. Укажите слова, которые не имеют окончаний.

Серость, озером, навзничь, увлекся, запах, читаю, вперед, повернуть, направо, снова, догорал, слишком, прилежно, грустно, рекой, написан, шквал, оправдать, кормилец, морозец, моторист, ливень, издавна.

Упражнение № 2

Выделите в данных словах корни. Выпишите ряды однокоренных слов.

Мороз, подморозить, правдивый, оправдать, оценивать, оценка, винный, повинность, кормежка, кормовой, пояснение, ясность, любить, возлюбленный, наслаждение, сладкий.

Упражнение № 3

Выполните морфемный разбор слов.

Примечание: особое место в русском языке занимает морфема -ТЬ (-ТИ), которую некоторые лингвисты выделяют как суффикс (не входит в основу слова), другие – как окончание.

Просвещение, удивительный, примиряющий, очаро¬вание, поражать, написал, отдавать, выдающийся, вы¬разить, избежать, справа, удивительно, вырасти, опря¬тен, удачен, преломление, бедняга.

Способы образования слов в русском языке

В русском языке существуют следующие способы образования слов:

  • неморфологический – переход слов из одной части речи в другую: Дежурный учитель остановил нас на перемене (прилагательное). – Мы подошли к дежурному I существительное);
  • морфологический:
  • приставочный (развеселый – веселый);
  • суффиксальный (красноватый – красный);
  • приставочно-суффиксальный (втайне – тайна);
  • бессуффиксный (синь – синий);
  • сложение (газопровод).

Сложными называются слова, имеющие в своем составе два корня. Они образуются:

  • сложением целых слов (диван-кровать);
  • сложением части слова и целого слова (турфирма);
  • сложением основ с помощью соединительных гласных -О (-Е) (пешеход, железобетон).

Среди сложных слов выделяются сложносокращенные – аббревиатуры, которые образуются:

  • сложением начальных звуков (вуз);
  • сложением начальных букв (МГУ);
  • сложением слогов или частей слов (полпред);
  • смешанным способом (главк).

Упражнение № 4

Выполните словообразовательный разбор данных слов. Укажите способы образования слов.

Изгнанник, коренастый, ТЮЗ планировать, пре¬лестный, пиротехник, присоединение, родственник, сосредоточенный, невнимательный.

Упражнение 5

Составьте словообразовательные цепочки к данным словам.

Живой – оживленный

Карман – прикарманить

Здоровый – выздороветь

Народ – обнародовать

Упрямый – заупрямиться

Память – беспамятство

Зависть – позавидовать

Твердый – затвердеть

Дым – продымленный

Жестокий – ожесточение

Упражнение № 6

Восстановите недостающие слова в словообразовательных цепочках.

Брат – ___________ – братственный

Боль – болеть – _____ – болезненный

Медленный – __________ – медлительный

Гнев – _____– разгневаться

Говор – говорить – ________ – разговорчивость

Единый – _____– единственно

Упражнение № 7

Образуйте сложные слова из данных словосочетаний. Укажите способ сложения.

Жестокое сердце, железная дорога, древняя Русь, естественные науки, строительство машин, бледное лицо, плановый и экономический вопрос, длинные ноги, сорок граду сов, строить корабли, профессиональный союз, тысяча верст

Различайте слова, образованные путем сложения (морфологический способ, садовод) и слияния (неморфологический способ, малопригодный).

Упражнение № 8

Распределите в два столбика слова образованные путем сложения и слияния.

Вечнозеленый, белоснежный, птицеферма, малопригодный, нижеподписавшийся, стенгазета, труднопроходимый, АТС.

Словообразование. Орфография

Чередующиеся гласные в корне

В русском языке существуют корни с чередованием гласных е//и (замереть – замирать, протереть – протирать и т. п.), а//о (излагать – изложить, кланяться – поклониться и т. п.), а(я)//им или а(я)//ин (снять – снимать, начать – начинать и т. п.).

Выбор нужного в каждом конкретном случае варианта корня определяется четырьмя факторами: ударением; суффиксом, употребляемым после корня; качеством последнего согласного в корне; значением.

1. Гласная выбирается в зависимости от ударения:

ГОР – ГАР

А пишется под ударением, О – в безударном положении

загорелый – загар

исключение: выгарки

(остатки сгоревшего)

ЗОР – ЗАР

О пишется под ударением, А – в безударном положении

зóри – заря

исключение: зарево

КЛОН – КЛАН

поклон – кланяться

наклониться

ТВОР – ТВАР

под ударением пишется и А, и О, в безударном положении только О

затвор – тварь,

исключение: утварь

2. Гласная выбирается в зависимости от наличия или отсутствия суффикса А после корня:

КОС – КАС(а)коснуться – касаться

ЛОЖ – ЛАГ(а)положить – полагать

БЕР – БИР(а)соберу – собирать

БЛЕСТ – БЛИСТ(а)блестеть – блистать

ДЕР – ДИР(а)раздеру – раздирать

ПЕР – ПИР(а)запереть – запирать

ТЕР – ТИР(а)стереть – стирать

МЕР – МИР(а)умереть – умирать

СТЕЛ – СТИЛ(а)расстелить – расстилать

ЖЕГ – ЖИГ(а)поджег – поджигать

НЯ – НИМ(а)принять – принимать

ЧА – ЧИН(а)начать – начинать

исключение: сочетание, сочетать

3. Гласная выбирается в зависимости от последнего согласного в корне:

РОС – РАСТ (РАЩ)

росли – растут – наращение

(исключение: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, на вырост)

СКОЧ – СКАК

выскочить – скакать

исключение: скачок; н. ф. скакать – скачу

4. Гласная выбирается в зависимости от значения:

МОК – МАК

МАК – значение «погружать в жидкость»: макать хлеб в молоко; МОК – значение «пропускать жидкость, становиться влажным»: сапоги промокают; замочить белье

РАВН – РОВН

РАВН – значение «равный, одинаковый»: сравнить, уравнять в правах; РОВН – значение «ровный, гладкий»: выровненный участок, уровень

исключение: равнина, равняться, равнение

Запомните: в корнях -ПЛАВ- – -ПЛОВ- в безударном положении пишется А: плавать, поплавок, плавник (исключение: пловец, пловчиха). В слове плывун пишется Ы в соответствии с произношением.

Упражнение № 9

Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

Прик...снуться к двери, пол...жить на стол, зам...рать от восторга, несг...раемый ящик, свет з...рницы, точность изложения, оз...ренный молнией, широкая р...внина, выр...вненная дорога, бл...стеть на солнце, соб...раться в дорогу, откл...нение в сторону, изл...гать факты, выр...щенный плод, вск...чить на ходу, нар...стающий шум, накл...ниться к земле, соприк...саться с огнем, высказанное предпол...жение, изб...рательная кампания, прятаться в зар...слях, выск...чить из кустов, прил...гать усилия, непром...каемый плащ, ур...внять в правах, бл...стящий оратор, борьба за р...вноправие, прекл...нение перед авторитетом, неук...снительное исполнение.

Упражнение № 10

Выпишите слова, вставляя пропущенные буквы, в три колонки: а) слова с проверяемыми безударными гласными (укажите проверочные слова); б) слова с чередующимися гласными (подчеркните их); в) слова с непроверяемыми гласными (приведите в скобках одно родственное слово).

Провозгл...шать, бл...стательный, бл...снуть, об...ятельный, насл...ждение, предпол...гать, предпол...жить, тр...диция, объед...нение, к...сается, прик...снувшийся, благосл...влять, тв...рец, претв...рить, утв...рь, просв...щать, накл...ниться, б...гряный, пл...нительный, несг...раемый, к...нфликт, оч...рование, оз...ривший, ижд...венец, впеч...тляющий, выпл...вка, пл...вец, к...варство, сож...ление, нар...щение, р...стущий, выр...сший, выск...чка, на ск...ку, ск...чок, ар...мат, б...чевать, вым...кший, ав...нгард, погл...тить, ув...дание, р...вномерный, ур...вновешенный, р...весник, инт...лл...гентный, напр...женность.

Проверь себя:

В каком ряду все слова пишутся с Е?

1)др…хлеющий, м…тодичный, обд…лить, обл…денеть, разм…жеваться

2)разд…ление, зат…сать, объед…нение, разр…дить (грядки), землетр…сение

3)сп…шить, прист…жной (воротник), поч…сти, п…хотинец, просв…щение 4)г…рючий, возг…рание, приг…рь, к…снувшись

что такое морфемный состав слова?

  1. Состав слова. Понятие морфемы

    Состав слова это сочетание его значимых частей (морфем) .

    Морфема (от греч. morphe форма) это наименьшая, неделимая часть слова, обладающая значением. Например, слово подводный состоит из четырх морфем: корня -вод-, приставки под-, суффикса -н- и окончания -ый.

    В структуре слова выделяются морфемы корневые и морфемы служебные, или аффиксальные.

    Корневая морфема составляет лексическую базу слова. Аффиксальные морфемы (от лат. affixus прикреплнный) аффиксы (приставка, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс) оформляют данное слово как лексико-грамматическую единицу в системе частей речи. Например, в словах бодрый, бодрость, бодришься выделяется корневая морфема -бодр-, образующая лексическую базу данных слов, и различные аффиксальные морфемы (-ый, -ость, #9632;ишь и -ся) , оформляющие каждое из этих слов как определнную часть речи в системе е форм.

    По степени участия в образовании новых слов различаются продуктивные и непродуктивные морфемы. Продуктивные аффиксальные морфемы широко используются для образования новых слов и форм слов: приехать, говорят, читатель, молодые. Непродуктивные аффиксальные морфемы не производят или редко производят новые слова и формы слов: па-водок, су-глинок, жи-знь, боя-знь, паст-ух, тремя, цирк-ач, горл-ан, крикун.

    По своей роли в образовании и функционировании данного слова выделяются морфемы словообразователъные (служат для образования новых слов) и формоообразующие (служат для образования форм слова) . Например, в слова бодрость, бодро суффиксы -ость и -о являются словообразовательными морфемами, а в формах бодрый, бодрая окончания -ый, -ая выполняют формообразующую функцию.

  2. Морфе#180;мный соста#180;в сло#180;ва совокупность всех выделяющихся в нм морфем (в том числе и уникальных) , а также интерфиксов.

    Мно#180;жественность морфе#180;много соста#180;ва сло#180;ва способность слова члениться по-разному. Такой способностью в ряде случаев обладают полимотивированные слова, например: мода #8594; модник 1, модник 1 и модный #8594; модник 2, модник 2.

    Слово может члениться по-разному и в том случае, если учитываются разные точки зрения, например: безусый #8592; ус (1-ая точка зрения: префиксально-суффиксальный способ словообразования, безус#216;ый 1; 2-ая точка зрения: префиксально-флексийный способ словообразования, безусый 2).
    http://yarus.aspu.ru/?id=20

  3. Например: Пришл - окончание нулевое, основа слова пришл, корень шл, приставка при. А суфикса нет.
  4. Спасибо, братиш!
  5. это состав слова

Под морфемным составом слова понимается совокупность выделяемых в слове значимых частей (холод-, -н-, -еньк-, -ий в холодненький; с-, -работ-, -а-, -л-, -а-, -сь в сработалась; руч-, -ищ-, -а в ручища и т. д.). Практикуемый в средней школе разбор слова по составу знакомит учащихся именйо с ним.
Довольно часто такое членение слова на морфемы отождествляется с установлением структуры слова. Между тем структура слова является системой взаимосвязанных и соотносительных друг с другом морфем, образующих слово как лексико-грамматическое единство. В силу этого, чтобы вскрыть характер структуры слова, недостаточно определить его морфемный состав, необходимо также установить словообразовательную специфику морфем, их значение и те связи и соотношения, в которых эти морфемы находятся. Однотипные по морфемному составу слова могут серьезно отличаться друг от друга структурой, характером объединения морфем.
Так, глаголы покрикивать и поужинать имеют однотипный морфемный состав: и тот, и другой состоят из приставки, непроизводной основы, суффикса и инфинитивного -ть. Но в глаголе покрикивать, образованном суффиксально-префиксальным способом от кричать, присоединенные одновременно приставка по- и суффикс -ива- указывают на несовершенный вид со значением многократной длительности действия; в глаголе же поужинать, образованном префиксальным способом от ужинать, приставка по- указывает на совершенный вид, в то время как суффикс -а- является морфемой, с помощью которой глагол ужинать был образован от ужин.
В паре перевозчик и подснежник оба слова соответственно выделяют приставку, корень, суффикс и нулевое окончание (оно обозначается знаком 0). Однако они резко отличаются друг от друга своей структурой. В слове пере-воз-чик-0 словообразовательный суффикс прибавлен к основе существительного перевоз, в котором приставка "пере- досталась ему «по наследству» от производящего глагола перевозить. Само слово перевозчик выступает как одно из многочисленных образований со значением действующего лица с суффиксом -чик(-щик). Что касается существительного подснежник, то оно соотносится не с отдельным словом (перевозчик - перевоз), а уже с целым предложно-падежным сочетанием под снегом, возникло в результате его суффиксации и входит в словообразовательный ряд: подоконник, пододеяльник, подлокотник, подрамник, подстаканник и др.
Установление морфемного состава слова и его современной структуры далеко не всегда является одновременно и выяснением происхождения этого слова. Происхождение той или иной лексической единицы - ее родословная, а это связано уже с определением реальных обстоятельств и условий появления слова в языке. Часто структурные близнецы оказываются генетически чужими, и, наоборот, морфемно и структурно разнотипные слова - словами-родственниками.
Существительные вольность, дородность, плотность воспринимаются как производные, образованные в русском языке с помощью суффикса -ость. Пары вольность-вольный, дородность - дородный, плотность - плотный и принадлежность существительных к обширной, с каждым днем растущей категории слов на -ость не позволяют подозревать здесь ничего этимологически особенного. Но если мы скажем, что все три слова в русском языке были образованы посредством суффикса -ость, то совершим грубую этимологическую ошибку, приняв настоящее за прошлое. С помощью суффикса -ость было создано в русском языке только слово дородность. Слово плотность появилось на свет у А. Д. Кантемира в его переводе книги Фонтенеля «Разговоры о множестве миров» (1731). Свой неологизм А. Д. Кантемир (о чем говорит он сам в примечаниях, см.: Соч.- СПб., 1868.- Т.2.- С.428) создал не с помощью суффикса -ость на базе прилагательного плотный, а как словообразовательную кальку французского существительного
solidite (solid плотн-, -ite ость). Существительное вольность,
на первый взгляд исконно русское, является заимствованным из близкородственной, но иной языковой системы. Оно принадлежит к полонизмам и появилось в лексике нашего языка в XVI в. через посредство так называемого литературного языка Юго-Западной Руси, т. е. украинско-белорусского книжного языка. J
Напротив, между существительными казначей, басмач и барабанщик на первый взгляд ничего общего нет. Сейчас в известной мере их роднит только одно - категориальное значение лица. Словообразовательная структура и морфемный состав их совершенно разные. В слове барабанщик вычленяется суффикс -щик(-чик), свободно выделяющийся в других словах, более того, активно их образующий (ср.: атомщик, трамвайщик, бетонщик). Что касается слова казначей, то в нем рядом с непроизводной основой казн- (ср.: казна) наблюдается уже нерегулярный, в известной степени уникальный суффикс -ачей. Существительное же басмач предстает перед нами как корневое. И, несмотря на все это, названные существительные генетически принадлежат к одной словообразовательной модели. А отрезки -щик, -ачей и -ч восходят к одному и тому же суффиксу лица -чи тюркских языков. Трудно представить, что слово барабанщик нерусское, ведь оно обозначает того, кто играет на барабане, так же как, например, стекольщик - того, кто вставляет стекла. И тем не менее слово барабанщик - тюркизм, как и казначей, и басмач. Только заимствовались эти слова в разное время, поэтому и «русификация» их происходила по-разному. Ранее всего в нашей речи появилось слово казначей. Древнетюркское казначи было переоформлено в древнерусском языке в назначай (конечное и равно /ь), а затем после падения редуцированных - в казначей (так же, как Сергий в Сергей). Так, сохранив соотнесенность со словом казна, оно получило современную структуру: казначей-а. Тюркское барабанчи пришло к нам уже тогда, когда в русском языке суффикс -чик (-щик) оформился как активный словообразовательный элемент. Тюркское барабанчи при заимствовании было подогнано под слова на -щик типа данщик точно так же, как ранее ямчи - ямщик и позднее духанчи - духанщик. Заимствованный характер слова басмач чувствуется сразу. Это объясняется и тем понятием, которое оно выражает, и недавним временем его усвоения. Узбекское происхождение этого слова ясно. Слово басмач примечательно способом своего переоформления на русской почве. Тюркское басмачи (буквально «налетчик»), являющееся в языке-источнике суффиксальным производным от басма «налет», было осознано по аналогии со словами трубачи, лихачи, богачи и т. д. как форма именительного падежа множественноГо числа, а не единственного. Кусочек тюркского суффикса -чи -и стал окончанием в русском языке, появилось совершенно немыслимое для
тюркских языков слово басмач с нулевым окончанием после непроиз- і водной основы. !

Морфемика – учение о значимых частях слова (морфемах), о строении, структуре слова.

Слова в русском языке имеют дробную структуру, они состоят из значимых частей. Минимальную значимую часть слова принято называть термином морфема.

22 .Морфемный состав русского языка. Понятие о корне.

Корень – общая часть родственных (однокоренных) слов, в которой содержится основной элемент лексического значения (ср. мудрый – мудрость – мудрец – мудрёный – мудрствовать). Корень является обязательной частью слова. В русском языке существуют слова, которые состоят только из корня (пальто, кенгуру, в, там, где и т.п.), но чаще в слове они соединяются с различными аффиксами.

23 .Морфемный состав русского языка. Понятие о приставке.

Приставка – аффикс, занимающий в слове положение перед корнем. Приставка может находиться непосредственно пред корнем илиперед другой приставкой. Примеры слов с приставкой: про-снуться, до-читать, пред-при-нять, пред-рас-светный.

24 .Морфемный состав русского языка. Понятие о суффиксе.

Морфема – мельчайшая значимая единица языка.

суффикс - (от лат. suffixus - прибитый, приколоченный). Служебная морфема, находящаяся после корня (непосредственно или после другого суффикса) и служащая для образования новых слов или их несинтаксических форм.

Суффикс словообразовательный (словообразующий). Суффикс , служащий для образования новых слов. Банщик, искатель, связист, москвич, бумажник, бодрость, авторство, листаж; лесной, искусственный, январский, дубовый; советовать, сапожничать, дебатировать, ахнуть; хорошо, дружески, по-новому, по-волчьи.

Суффикс формообразующий (словоизменительный). Суффикс , служащий для образования форм слов. Новее, дороже, тоньше; лежа, читая, написав.

Суффикс словоформообразующий Суффикс , служащий для образования другой формы слова и вместе с тем нового слова. Лужок, ноские (суффиксы указывают на реальную уменьшительность или увеличительность и вместе с тем выражают субъективно-эмоциональную оценку). см. суффиксы субъективной оценки.

Суффикс простой Суффикс неделимый, не выделяющий в своем составе морфем. Марксизм, ректорат, новость, ленинградец. Суффикс составной. Суффикс, образованный из двух морфем. Свирепствовать (-ствова-), лодырничать (-нича-), вмешательство (-тельство), шиповник (-овник).

25 . Морфемный состав русского языка. Понятие о постфиксе.

Постфиксы – служебные морфемы, которые находятся после окончания и выражают грамматическое и/или СО значение. В русском языке к постфиксам относятся: ся, либо, нибудь, таки, ка. Постфиксы отличаются от других морфем своей способностью употребляться после окончания, но они могут находиться и после суффикса или после других постфиксов, ех: подерж-и-ка, согни-сь-ка. Постфиксы также способны присоединяться к неизменяемым словам, ех: опять-таки, ну-ка, полно-те.

Постфиксы то, либо, нибудь обладают только СО значением. Они образуют неопределенные местоимения и наречия.

Постфикс ся выступает в двух функциях:

1. образует залоговые формы глагола, выражая значение страдательного и средне-возвратных залогов, ех: троить – строиться (страд), радовать – радоваться (средневозвр).

2. постфикс ся образует новые глаголы, сочетаясь, как правило, с непереходными глаголами, ех: чернеть – чернеться, белеть – белеться, толпа – толпиться, кричать – раскричаться, петух – петушиться, пересвистываться – префиксально-суффиксально-постфиксальный способ.

Постфикс те употребляется только в формообразующей функции: форма мн ч повел накл. Эти постфиксы присоединяются к формам настоящего и будущего времени для выражения мн числа побуждения, ех: едемте.

Постфиксы таки, ка присоединяются к словам или их формам, сообщая или дополняя оттенки, обычно выражаемые частицами, ех: опять-таки, поработай-ка.

Постфиксы в русском языке могут называться агглютинативными аффиксами. Они однозначно и последовательно присоединяются к основе.

26 .Морфемный состав русского языка.Соединительные элементы в слове (интерфиксы)

При соединении морфем в слове могут быть использованы незначимые соединительные элементы, называемые в лингвистике интерфиксами . Основным видом интерфиксов являются соединительные элементы, используемые при образовании сложных слов: -о- (сам-о-лёт ), -е- (пол-е-вод ), -ух- (дв-ух-этажный ), -ёх- (тр-ёх-этажный ), -и- (пят-и-этажный ). Такие соединительные гласные на стыке корней не являются морфемами в общепринятом понимании (хотя ряд учёных-лингвистов считает их морфемами с особым, соединительным значением). Основы слова соединительные элементы не прерывают.

Иногда термин «интерфикс» используется для описания более широкого круга явлений - всех соединительных элементов, использующихся в словообразовании и словоизменении. При этом выделяют следующие виды интерфиксов:

в словообразовании :

1) соединительные элементы, используемые при образовании сложных слов: -о- (сам-о-лёт ), -е- (пол-е-вод ), -ух- (дв-ух-этажный ), -ёх- (тр-ех-этажный ), -и- (пят-и-этажный ) и другие,

2) согласные, вставляемые между корнем и суффиксом или между двумя суффиксами; -л- (жи-л-ец ), -в- (пе-в-ец ), -j- (кофе-й-ный ), -т- (арго-т-ичесий ), -ш- (кино-ш-ный );

в формообразовании :

-j- (листь-j-я ), -ов- (сын-овь-я ), -ер- (мат-ер-и ), -ен- (плем-ен-а ). Функцию незначимых элементов в словоизменении также выполняют гласные в конце основы глагола, не имеющие значения и закрывающие глагольную основу: -а- (пис-а-ть ), -е- (гор-е-ть ), -о- (пол-о-ть ), -и- (люб-и-ть ).

Как при таком понимании решается вопрос о статусе интерфиксов при морфемном разборе? У учёных-лингвистов нет единого мнения по этому вопросу; интерфиксы разных групп принято квалифицировать по-разному.

Соединительные гласные на стыке корней (группа 1) не присоединяются ни к одному, ни к другому корню и остаются между морфемами; при морфемном членении слова их можно выделять скобками, подчёркиванием или обведением соединительного элемента кружком: сам(о)лёт-Ø ← сам + летать.

Что же касается интерфиксов второй группы, используемых в словообразовании, существует три точки зрения:

1) оставлять их между морфемами (пе(в)ец),

2) присоединять их к корню (пев-ец),

3) присоединять их к суффиксу (пе-вец).

Каждая из этих точек зрения имеет аргументы «за» и «против». Принятому нами алгоритму морфемного разбора соответствует третья точка зрения: суффиксом является тот отрезок производной основы, который отличает её от основы производящей, например, пе-вец ← петь.

Интерфиксы, используемые в словоизменении существительных, принято считать наращениями корня (мать - матер-и), а гласные в конце глагольной основы обозначать как суффиксы (чит-а-ть).

Соединительные гласные о, е выступают как своеобразные служебные морфемы. Основная функция этих семантически абстрактных морфем заключается в том, чтобы соединить знаменательные слова в одно сложное слово. Соединительная морфема представляет собой наиболее яркий и продуктивный структурный признак подавляющего большинства сложных слов современного русского языка.

Существуют следующие правила употребления соединительных гласных о, е:

1) Если первый компонент сложного слова оканчивается на твердый согласный, то в качестве соединительной гласной выступает О , например: головокружение, пчеловод, севооборот.

2) Если первый компонент сложного слова оканчивается на мягкий согласный или шипящий и аффрикату ц, то в качестве соединительной гласной выступает Е , например: пылесос, жизнерадостный, овцевод, дружелюбный и др.

Но не всегда эти правила последовательно соблюдаются. Так, в некоторых сложных словах после одного и того же первого компонента в качестве соединительного гласного выступает то О , то Е , например: кровожадный, кровообращение, кровопролитие , но кровенаполнение, кровеносный.

Следует заметить, что соединительный гласный О употребляется значительно чаще, чем соединительный гласный Е. Необходимо избежать механического выделения соединительных гласных там, где их нет.

Например, легко доказать, что в словах высокооплачиваемый, высокоуважаемый, малоизученный, малозаселенный, малозначимый, малоисследованный, нижеподписавшийся, нижеуказанный и др. звуки о, е не являются соединительными гласными, а наречными суффиксами (достаточно выделить эти наречия в самостоятельные слова: высоко оплачивать, глубоко уважать, мало изучить, мало исследовать и тому подобное). Также нет оснований воспринимать звук о как соединительный гласный в сложных словах, образованных от сокращенных иноязычных слов, в которых о входит в корень сокращенного слова, например: автомобильный транспорт - автотранспорт, автобаза, автовокзал, автодело, автозавод, автопарк; агрономический минимум - агроминимум, агропропаганда, агротехника.

В современном русском языке встречаются сложные слова, не имеющие соединительных гласных. Сюда в первую очередь относятся названия городов: Ленинград, Калининград и т. п. Имеются также разговорно-просторечные слова, содержащие в первой части глагольную форму на и (вертихвостка, держиморда, горицвет, скопидом, вертишейка, сорвиголова и др.). Часто встречаются сложные слова, в которых в качестве первого компонента выступают количественные числительные в родительном падеже (пятилетка, восьмилетка, семилетка, десятилетка, двухэтажный, трехлетний, сорокалетний, шестиугольник, десятидневный, пятидневка и т. п.). В них четко выделяются флексии (родительного падежа -и, -ух, -ех, -а), которые воспринимаются как суффиксы, так как эти формы выпали из парадигмы.Соединительные гласные, как правило, не участвуют в словообразовании сложносокращенных слов (профсоюз, партактив, сберкасса, зарплата, жилплощадь и др.). Это вполне закономерно, так как соединительные гласные служат для соединения двух или более слов, основ или корней, но не сокращенных слов. Типов сложных слов без соединительных гласных в современном русском языке мало. В подавляющем большинстве новые сложные слова, образуемые от словосочетаний или по аналогии с другими сложными словами, оформляются при помощи соединительных гласных о или е.

27 .Морфемный состав русского языка. Понятие об окончании.

Окончание - формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик ), управления (письмо брат-у ) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь ).

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и-ст-а, тр-ёх-сот-Ø , диван -кровать-Ø , диван-а-кроват-и.

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определённое грамматическое значение, но оно материально не выражено. Нулевое окончание - это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несёт определённую информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несёт информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, - неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях:

1) существительные мужского рода 2 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: мальчик - И. п., стол - И. / В. п.;

2) существительные женского рода 3 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: ночь;

3) существительные всех родов в Р. п. множественного числа: стран, солдат, болот.

4) прилагательные в краткой форме единственного числа мужского рода: красив, умён;

5) притяжательные прилагательные в И п. (В. п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах:

6) глагол в форме мужского рода единственного числа в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении: дела-л- (бы) - ср.: дела-л-а, дела-л-и;

7) глагол в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа: пиш-и- , пиш-и-те;

8) в кратких причастиях нулевое окончание, как и у кратких прилагательных, выражает значение мужского рода единственного числа: прочита-н-Ø.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: