Почему прямые платежи за ЖКХ могу выйти жильцам боком . За коммунальные услуги можно платить напрямую поставщику Расчеты за коммунальные услуги напрямую

Как заявил глава Минстроя Михаил Мень, законопроект, предоставляющий возможность прямой оплаты коммунальных услуг поставщикам ресурсов, будет принят в марте и заработает с 1 апреля 2018 года.

Ранее Владимир Путин высказал мнение, что необходимо «отрезать» управляющие компании от «денежного потока», так как они не всегда своевременно и в полном объеме расплачиваются в том числе с ресурсоснабжающими организациями (РСО). Теперь «у людей абсолютно добровольный будет выбор, они могут на общедомовом собрании принять решение, переходить или не переходить на прямое взаимодействие с ресурсоснабжающей организацией», отметил Михаил Мень в интервью «Российской газете». Но тем не менее, как он сообщил там же, базовой остается схема, при которой договоры ресурсоснабжения с жителями заключают управляющие компании.

Законопроект о внесении изменений в Жилищный Кодекс в части прямых расчетов с населением, по имеющейся информации, недавно получил отрицательное заключение Главного правового управления Администрации президента РФ, напоминает управляющий партнер компании «Право и бизнес» Александр Пахомов. У ГПУ было много замечаний к законопроекту, удалось их снять или нет - пока не известно. Переход РСО на прямые расчеты с 1 апреля весьма сомнителен, но, учитывая заявление Михаила Меня, возможно министерству удалось учесть замечания ГПУ.

Денежный поток пустили на самотек

Ресурсоснабжающие организации крупных энергетических холдингов, таких как Квадра, Интер РАО, уже несколько лет добиваются перехода на прямые расчёты с населением, отмечает эксперт. Это во многом поможет решить сбытовым компаниям проблемы возникновения дебиторской задолженности перед РСО, поскольку деньги от конечных потребителей, осев в управляющих компаниях, просто не доходили до поставщиков тепла или электроэнергии. Зачастую такие управляющие компании менялись каждые полгода вместе с деньгами населения.

Грядущие изменения в сфере частных вопросов ЖКХ создадут условия для более прозрачного формирования этого рынка. По сути, такой законопроект принят по причине невозможности и дальше пускать на самотек деятельность недобросовестных управляющих компаний в регионах и крупных городах.

Ужасы нашего городка

Как напоминает Александр Пахомов, пользователи услуг будут делать выбор, кому же им платить (управляющим компаниям за посредничество, или напрямую поставщикам), в ситуации, когда только за один второй квартал 2017 года общий объем дебиторской задолженности в сфере ЖКХ в стране превысил 1 триллион 240 млрд рублей. Из них большая часть, правда, долги самих пользователей услуг. Но сумма задолженности со стороны самих управляющих компаний даже на этом фоне выглядит впечатляющей: речь идет о 250 млрд рублей, которые УК собрали с жителей домов, но не перечислили на счета ресурсоснабжающих компаний.

Таким образом, законопроект в первую очередь призван ликвидировать условия, при которых эти долги образуются. С другой стороны, закон предполагает, что на базовом уровне схема оплаты через УК по-прежнему сохраняется, но жильцам дается возможность самостоятельно решать - продолжать сотрудничать с УК или переходить на собственное взаимодействие с поставщиками. При этом есть важная оговорка: в домах, где УК имеют высокий уровень просрочки по оплате услуг ресурсоснабжения, такая мера, как расторжение договоров с УК будет применяться автоматически. И тогда гражданам в любом случае будет необходимо в скором времени проводить собрания и решать, выбирают ли они другую УК или переходят на вариант самообслуживания?

Старшие по апрелю

Поскольку, указывает Александр Пахомов, бизнес УК в любом случае подразумевает сбор определенной комиссии, переход на личный контакт с поставщиком позволит жителям немного сэкономить. С другой стороны, большинство людей вряд ли знакомы с подробностями оформления таких взаимоотношений, то есть в любом случае все организационные вопросы будут переложены на старших по дому или подъезду.

От их активности и ответственности фактически зависит, будут ли проведены все необходимые мероприятия по перезаключению договоров на поставку и установку новых приборов учета. К сожалению, добавляет Александр Пахомов, полное взаимопонимание и активность самих собственников наблюдается не во всех домохозяйствах, поэтому в первое время эффект от действия закона скорее всего будет малозаметен. И все же, недобросовестные УК имеющие высокие задолженности потеряет своих клиентов и на их место придут новые более ответственные.

Основная цель такого перехода – внести прозрачность в порядок оплаты коммунальных услуг, полагает юрист отдела по работе с управляющими компаниями и ТСЖ Heads Consulting Илья Шахмейстер. На сегодняшний день управляющие компании, самостоятельно не оказывая данные услуги, фактически выступают посредниками между жильцами и ресурсоснабжающими организациями. В случае заключения прямых договоров управляющие компании больше не смогут искусственно накапливать долги за коммунальные ресурсы, а потребители будут напрямую оплачивать коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, что, в свою очередь, существенно упростит порядок взаиморасчетов в сфере ЖКХ.

Данная законодательная инициатива уже обсуждалась ни один год, и наконец-то в конце прошлого года законопроект был принят в первом чтении, напоминает Илья Шахмейстер. В случае принятия указанного закона положительные изменения затронут всю сферу ЖКХ: для потребителей размер платы не изменится, однако они будут уверены, что их денежные средства дойдут в полном объеме до первичных поставщиков коммунальных услуг.

Потребителям будет выгодно перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями именно в тех домах, где недобросовестные управляющие компании накопили наибольшее количество долгов, уверен юрист. Предложенный законопроект предполагает, что переход на прямые договоры будет возможен при одновременном наличии двух условий: имеющаяся задолженность управляющей компании перед ресурсоснабжающей за неоплаченные коммунальные ресурсы, а также принятое в установленном законом порядке решение общего собрания собственников по указанному выше вопросу.

И в ближайшее время должен поступить в аппарат правительства.

Если закон вступит в силу, поставщики смогут принимать платежи от населения напрямую, в обход управляющих компаний.

Согласно документу, договоры ресурсоснабжения будут заключаться поставщиками непосредственно с собственниками помещений в многоквартирном доме. При заключении договора интересы собственников будет представлять лицо или организация, осуществляющая управление многоквартирным домом. Но плата за коммуналку будет в таком случае осуществляться на счета ресурсоснабжающих организаций, а не в управляющие компании и ТСЖ. Показания приборов учета также должны будут передаваться в ресурсоснабжающую организацию, если собственники жилья в многоквартирных домах решат делать это напрямую. В то же время у жильцов сохранится возможность платить и в жилищную организацию, управляющую домом, если та получит согласие от поставщика коммунальных ресурсов на прием платежей.

В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что для большинства потребителей его принятие не повлечет никаких изменений. А вот должники, несвоевременно оплачивающие коммунальные услуги, после принятия законопроекта будут вынуждены взаимодействовать напрямую с ресурсоснабжающими организациями.

Как пояснили «Газете.Ru» в нескольких энергокомпаниях, в результате принятия этого закона у ресурсоснабжающих организаций появится возможность вытребовать долги у физлиц за коммунальные услуги в судебном порядке.

«Исключение из маршрута оплаты коммунальных услуг посредника — управляющей компании — позволит завершить процедуру очистки рынка от недобросовестных УК, бизнес-модель которых предусматривает не столько управление домами, сколько воровство денег, перечисляемых потребителями. Для добросовестных УК никаких негативных последствий законопроект не несет», — пояснил «Газете.Ru» замглавы . В ведомстве уточнили, что сейчас законопроект дорабатывается в соответствии с замечаниями правовой экспертизы.

Упразднение недобросовестных посредников позволит остановить рост задолженности в сфере ЖКХ, который достиг почти 1 трлн руб. Причем рост долгов наблюдается не только на Северном Кавказе, но и по всей России. Общая задолженность в сфере ЖКХ составляет около 937 млрд руб., отметил в январе Владимир Путин, подчеркнув, что в коммунальной отрасли огромное количество «серых схем».

Основная доля долгов за энергоресурсы приходится на тепловую и электрическую энергию и газ.

По данным Росстата за девять месяцев 2015 года, из всех подотраслей ЖКХ самый высокий объем задолженности наблюдается у теплоснабжающих организаций — 334 млрд руб., на втором месте долги за электроэнергию — 162 млрд руб., на третьем месте газоснабжение — 141 млрд руб.

Задолженность за тепло в 2015 году выросла на 14%, до 169,9 млрд руб., за электричество — на 17, 4%, до 216 млрд руб., рассказали «Газете.Ru» в Совете производителей энергии (считают данные крупных генераторов). Задолженность за газ в 2015 году увеличилась на 19,8%, до 152,1 млрд руб. (данные » межрегионгаза»).

Самые низкие темпы роста задолженности — на оптовом рынке электроэнергии.

Задолженность по итогам 2015 года выросла на 9%, до 75 млрд руб. (с учетом долгов по цессии). Это объясняется правилами расчета на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ), на котором действует строгая система контроля, предполагающая предоплату и жестко установленные сроки проведения платежей. В теплоснабжении таких жестких правил нет. Потребители платят за тепло постфактум, при этом за счет того, что большинство потребителей — это жилищные организации, обеспечивающие теплом население, отключать их от услуги запрещено. Именно эти посреднические организации, работающие с населением, и являются главными неплательщиками. К ним относятся управляющие компании, ТСЖ, жилищные организации, краевые и муниципальные предприятия. Самой дисциплинированной категорией потребителей выступают промышленники: по данным совета, их задолженность за тепло в 2015 году составила всего 4 млрд руб. (2,3% от общей доли на рынке), при этом за год она снизилась почти на 20%. Уровень оплаты за электроэнергию у промышленников на розничном рынке также один из самых лучших — 97,4%. Граждане тоже в основном добросовестные плательщики, что видно при переходе с ними на прямые расчеты, говорят генераторы.

Управляющие компании наращивают задолженность

На долю жилищных организаций и территориальных сетевых организаций (ТСО) приходится более 57% задолженности (97,36 млрд руб. по итогам года) за тепло, а в Москве из 26,6 млрд руб. общей задолженности за тепло и горячую воду на жилищные организации приходится 22,4 млрд руб., т.е. 84%, по данным (входит в «Газпром энергохолдинг»). При этом объем неплатежей таких компаний-посредников продолжает расти: за 2015 год жилищные организации в целом в России нарастили задолженность стремительнее, чем в среднем на рынке теплоснабжения, — на 17,5% (14,48 млрд руб.) против среднестатистических по рынку 14%.

В Сибирской генерирующей компании (СГК) «Газете.Ru» сообщили, что 80-85% от общей суммы дебиторской задолженности за тепло предприятий СГК приходится на группу «ЖКХ и население». Низкую платежную дисциплину управляющих компаний отметили и в «Газпром теплоэнерго». «Выступая в роли посредников, они собирают с населения оплату за тепловую энергию, но не перечисляют ее поставщикам — теплоснабжающим организациям», — посетовали в разговоре с «Газетой.Ru» в компании. В на управляющие компании приходится и вовсе 91% задолженности за тепло — с 2012 по 2015 год она подскочила на треть, с 7,2 млрд до 9,2 млрд руб.

Управляющие компании либо на два-три месяца задерживают выплаты, либо не платят вообще, прибегая к мошенническим схемам, жалуются энергетики. Бывают случаи, когда УК «рисуют» гражданам неадекватные платежки. В частности, в Санкт-Петербурге в январе у теплоэнергетиков и подконтрольного чиновникам ГУП «ВЦКП», которое выставляет 70% многоквартирных домов Петербурга счета за коммунальные услуги по данным ЖКС, не совпали показания общедомовых приборов учета (ОДПУ) по 250 домам, на основании которых рассчитывается плата за отопление. По сути ВЦКП собирает с населения одну сумму, а генераторы тепла должны были получить совершенно другую, которая, как правило, на 5-10% ниже, сообщал «Коммерсантъ». Многие из этих организаций собирают денежные средства с жильцов за поставляемую энергетиками тепловую энергию, однако не перечисляют их генератору, а накапливают вместо этого многомиллионные долги и на завершающей стадии банкротятся, не заплатив по счетам. По сути, единственной мерой воздействия на компании-должники является начисление пени, которые обычно удается взыскать только в судебном порядке. Но если управляющая компания вступила в состояние банкротства, полное взыскание долгов становится невозможным.

Жилищно-мошенническое хозяйство

Большинство энергетиков сходятся во мнении, что рост задолженности жилищных организаций перед энергогенерирующими компаниями кроется в мошеннических схемах вывода финансовых средств, полученных от населения, через посреднические компании.

После банкротства одних управляющих компаний на их месте учреждают другие, с похожим названием и тем же руководящим составом, часто аффилированным с муниципальными властями. «От обанкротившихся фирм новые порой отличаются одной-двумя буквами в названии либо изменившейся организационно-правовой формой: было ОАО — стало ООО либо ЗАО», — уточнили в ТГК-2.

Наш дом — Архангельск. Это не лирическое отступление от темы теплоснабжения. ООО «Наш дом — Архангельск» — это жилищная компания, в управление которой с 2006 по 2010 год постепенно поступили более 150 многоквартирных домов в Архангельске. За эти четыре года компания получила из областного бюджета 170 млн руб. в качестве возмещения убытков, которые она понесла за скидки на тепло и горячую воду для льготной категории граждан. Как позднее выяснилось в ходе следствия, деньги распределялись по счетам других компаний и выводились через подрядные организации. К этому времени у управляющей компании образовалась задолженность за тепло в размере 100 млн руб., хотя жители домов, находившихся в управлении компании, в подавляющем большинстве исправно оплачивали счета за тепло и электричество. С марта по октябрь 2010 года руководство и собственники должника создали более десяти новых управляющих компаний, слегка видоизменив названия: УК 1 «Наш дом — Архангельск», УК 2 «Наш дом — Архангельск», ООО УК 7 «Наш Дом», ООО УК «Наш Дом» и так далее. Многоквартирные дома передавались в ведение новых компаний (по отзывам жильцов, протоколы общих собраний собственников жилья были сфальсифицированы), а старые, уже накопившие многомиллионные долги управляющие компании входили в процедуру банкротства. В 2014 году бывший гендиректор УК «Наш дом — Архангельск» Лариса Марчук, которая также успела поработать депутатом городской Архангельской думы 24-го созыва, была осуждена по уголовному делу за умышленное искажение показаний приборов учета тепла, злоупотребление полномочиями и нецелевое использование полученных от населения финансовых средств. Приговор по уголовному делу, в котором фигурировали долги на несколько десятков миллионов рублей, составил три года. Условно.

Энергетики за ужесточение

Генерирующие компании выступают за ужесточение мер воздействия на недобросовестных потребителей, в первую очередь управляющих компаний. Среди предлагаемых мер — существенное повышение штрафов, упрощение судебной процедуры взыскания задолженности и запрет для учредителей обанкротившихся ТСЖ и УК вновь создавать компании с тем же функционалом. Другим предложением со стороны энергетиков является повышение ответственности «неотключаемых» потребителей тепловой энергии, работающих с населением: в случае с УК и ТСЖ — обязательная банковская гарантия, в случае с госучреждениями — гарантия бюджетной выплаты от того органа власти, который включил это учреждение в список неотключаемых потребителей. В компаниях уверены, что переход на прямые расчеты повысит собираемость платежей.

С начала года вступил в силу федеральный закон об укреплении платежной дисциплины: он предусматривает увеличение неустойки за просрочку платежа за энергоресурсы и предоставление банковской гарантии некоторыми категориями потребителей в случае просрочки платежей. Но пока закон не работает в полной мере, так как он не обеспечивает в равной степени усиление контроля над выплатами по всей цепочке платежей в энергоснабжении, отметил , исполнительный директор компании Voltaware.

Высокий уровень задолженности в ЖКХ, который продолжает повышаться, угрожает надежности всей отрасли. Износ оборудования, в частности, в теплоснабжении по России достигает 80% в некоторых регионах.

На ремонт требуются длинные кредиты, долгосрочные инвестиции с понятным сроком и уровнем окупаемости. В отметили, что неплатежи лишают компанию стимула к проведению газификации, поскольку новые потребители зачастую являются генераторами новых долгов. Рост задолженности негативно сказывается и на состоянии тепловых сетей, которые уже имеют очень высокую степень износа, увеличивается риск аварийных ситуаций в отрасли, полагают в СГК. Это приводит к невозможности проведения модернизации энергообъектов, добавляют в ТГК-2. Ситуация с долгами в сфере ЖКХ приводит к снижению показателей ликвидности и платежеспособности энергокомпаний. Инвесторы, и так немногочисленные в сфере теплоэнергетики, не решаются вкладываться в рисковые активы.

В Госдуму поступил законопроект об оплате коммунальных услуг напрямую: он позволит собственникам квартир и нанимателям рассчитываться за свет, тепло, воду и газ с ресурсоснабжающей организацией, минуя управляющую компанию (УК). На формат оплаты без ее участия можно перевести и вывоз мусора.

Сейчас собственники квартир заключают договор с УК, кооперативами или товариществами, которые собирают деньги за услуги и передают их поставщикам ресурсов. Но если оплата получена не в полном объеме, то есть выбор, с кого спросить.

Когда по счетам не платят собственники, ресурсоснабжающие организации требуют деньги с лиц и компаний, управляющих многоквартирным домом. Именно с ними у поставщиков заключен договор. Но бывает, по счетам не платят и сами управляющие компании: тратят деньги не по назначению, скрываются и даже банкротятся. Собственники остаются без управдома с огромными неоплаченными счетами.

Оплата коммунальных ресурсов напрямую выглядит справедливым шагом. Существующий порядок создает неразбериху, кто, за что отвечает. Так, владельцы квартир по всем вопросам о непоставленных ресурсах обращаются в управляющую компанию. Туда же они адресуют свои претензии по качеству и объему поставленных коммунальных ресурсов. Управляющие компании, так было уже не раз, могут оказаться фирмами-однодневками и раствориться в воздухе с деньгами собственников. Последним останется спорить с поставщиками и доказывать, что все счета были оплачены.

Для того чтобы перейти на новый порядок оплаты, собственникам потребуется провести общее собрание и принять соответствующее решение. Однако документ предусматривает и односторонний порядок расторжения договора поставщиком услуг с управляющей компанией. Основанием для этого служит признанная или подтвержденная решением суда задолженность УК перед ресурсниками в размере более двух среднемесячных платежей.

Сейчас объем долгов по стране, по данным минстроя, превысил триллион рублей. Продолжать взаимодействие с организациями, которые не способны платить по счетам, поставщикам ресурсов нет смысла.

Поступивший в Госдуму документ стал не первой инициативой исключить посредников из процесса оплаты коммунальных ресурсов. Еще один документ разработали депутаты Волгоградской областной Думы. Документ прошел согласования в минкомсвязи, минэкономразвития, минэнерго, ФАС и минюсте. В минувшую пятницу его планировалось принять в первом чтении, однако проект на голосование вынесен не был.

Эксперты не уверены, что платить напрямую так хорошо, как считают депутаты. Оба документа имеют один недостаток: в них не прописаны условия взаимодействия собственника и поставщика услуг, а также функции УК. Ведь ее не удастся исключить из процесса, поставка ресурсов осуществляется с использованием внутридомовой инфраструктуры, за которую в ответе УК.

Вопрос не только в том, чтобы платить напрямую поставщику ресурсов, но и в том, как разделить ответственность между ресурсоснабжающей организацией и управдомом, поясняет Игорь Кокин, эксперт Научно-образовательного центра федеральных и региональных программ Высшей школы государственного управления РАНХиГС. По его мнению, не исключены ситуации, когда при возникновении проблем ни одна из сторон не возьмет на себя ответственность за их устранение.

Кроме того, в первое время не исключена неразбериха, при которой платежки собственникам начнут выставлять и УК, и ресурсоснабжающие организации. Конечно, со временем в коммунальной отрасли удастся навести порядок.

Спорить с поставщиками и доказывать, что счета были оплачены, не придется, если из цепочки убрать УК. Фото: Сергей Куксин/РГ

Для заключения договора напрямую необходимо провести общее собрание собственников жилья

Долгожданный закон о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями в 2018 году принят Государственной думой в третьем чтении 23 марта. Документ уже подписан Президентом РФ Владимиром Путиным и вступит в силу после официального опубликования (Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ). Сама идея заключения прямых договоров с РСО и исключения из схемы расчетов посредников, которыми чаще всего являются Управляющие компании, не нова, она уже несколько лет обсуждается на государственном уровне, а некоторых регионах уже активно применяется.

В России острой проблемой в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг остается огромная задолженность перед поставщиками ресурсов. Несмотря на то, что многие собственники платят за оказанные коммунальные услуги исправно, долг управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями составляет на 2018 год более триллиона рублей. Это проблема не только регионов, Москва и Санкт-Петербург тоже в числе должников. Кроме того, в Московской области за последние несколько лет произошло несколько крупных скандалов с участием УК, когда значительные средства, предназначенные для РСО и муниципальных властей, использовались компаниями не по целевому назначению. И вот закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов принят Государственной Думой. Чего ждать от нового закона, какие произойдут изменения в сфере ЖКХ?


Что нужно знать о принятии нового ФЗ?

Закон о прямых договорах с РСО 2018 года (законопроект № 207460-7) 3 апреля подписан Президентом России Владимиром Путиным и вступит в силу после публикации в официальном печатном издании «Российской газете».

Основные положения закона

Система прямых договоров считается более эффективной по сравнению с существующей в настоящий момент в большинстве регионов РФ. И она уже успешно применяется на практике, и не только в столице. Прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями в 2018 году введены в СПб. Уже несколько лет подобные схемы применяются в Иркутской области, Ленинградской области, Барнауле и т.д.

По сути закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов вводит новую систему взаимоотношений собственников жилья и РСО. Собственники получат право заключать договора напрямую с ресурсоснабжающими организациями, минуя посредников. Этими посредниками сейчас выступают не только управляющие компании, но и товарищества собственников, жилищные или потребительские кооперативы. В настоящие время именно эти организации представляют интересы собственников жилых объектов по оплате потребленных электроэнергии, горячей и холодной воды, газа и т.д.

Конечно, основная задача закона — установить прямые платежи за оказанные услуги, и это делается не только из-за недобросовестности некоторых управляющих компаний. Закон о прямых расчетах в ЖКХ в 2018 году позволит снять с УК несвойственные им функции по сбору и распределению средств. Более того, сейчас граждане предъявляют именно УК требования о качестве услуг, а РСО — об оплате потребленных ресурсов. Между тем, Управляющие компании отвечают только за внутридомовые сети, а не за поставку ресурсов, и порой вынуждены покрывать из средств, не предназначенных для этих целей, долги конечных потребителей за ресурсы.

Новый федеральный закон вводит схему прямых расчетов потребителей с РСО, что позволит избежать образования новых долгов УК, а ведь они уже грозят банкротствам как РСО, так и самим управляющим компаниям.


Вопросы применения нового закона

Преимущества заключения прямых договоров очевидны:

  • исключение из взаимоотношений посредника и экономия на его услугах;
  • расчеты за потребленные ресурсы напрямую с РСО.

При этом пока не ясно, как будет применяться на практике закон о прямых расчетах в ЖКХ без управляющей компании в качестве аккумулятора всех платежей. Так, специалисты высказывают сомнения, каким образом собственники будут защищать свои права, не имея ни опыта подобного представительства, ни доступа к сетям. Ответственность за содержание внутридомовых сетей по-прежнему лежит на УК, но каким образом они будут участвовать во взаимоотношениях собственников и РСО, не являясь стороной в договоре, не понятно. Рядовой гражданин не имеет ресурсов для определения источника проблемы, а участники системы ЖКХ склонны перекладывать ответственность друг на друга.

Как заключить прямой договор с РСО на оплату услуг ЖКХ?

Законопроект предусматривает две возможности заключения прямого договора с РСО:

  • собственники принимают соответствующее решение на общем собрании собственников жилых объектов в многоквартирном доме;
  • РСО по собственной инициативе прекращает договорные отношения с УК (при наличии подтвержденной задолженности за два месяца) и заключает автоматически со всеми жильцами договор об оплате ресурсов напрямую.

Какие обязанности предусмотрены в договоре, как будут производиться прямые расчеты в ЖКХ, последние новости говорят о том, что типовой договор уже разработан Минстроем и приведен в проекте соответствующего .

Таким образом, для заключения договора напрямую необходимо провести общее собрание собственников жилья, инициатором которого может быть любой собственник. Для приятия такого решения требуется более двух третей голосов всех собственников, при этом голосование может проводиться и в заочной форме. Согласие РСО не требуется, однако законодатель оставил за ними право на разработку схемы взаимоотношений с потребителями в течение трех месяцев.

В жилищном кодексе изменения: теперь платить за свет, воду, отопление и газ можно той организации, которая поставляет эти ресурсы. Если заключить договор напрямую, то деньги от собственников уйдут сразу поставщику, а не на счет управляющей компании или ТСЖ .

Чтобы платить напрямую, нужно договориться с соседями и принять решение на общем собрании. Если все получится - сэкономите, уменьшите риск мошенничества со стороны УК и сможете получить от нее денег.

Как было раньше?

Заключить договор напрямую с поставщиком воды, газа или электроэнергии было нельзя. Управляющая компания выставляла счета, в которых сама указывала какие-то суммы, тарифы и нормативы. Собственники перечисляли всю сумму на счет УК , а та - поставщикам ресурсов.

Екатерина Мирошкина

экономист

В жилищном кодексе была возможность для оплаты напрямую, но не все могли ее использовать. Договор между собственником и поставщиком при этом все равно не заключался: прямой могла быть только оплата. Но теперь этот пункт уже не работает.

Чаще всего у дома есть управляющая компания или ТСЖ , которые выставляют квитанции и принимают деньги.

Некоторые управляющие компании работают честно: не завышают плату, перечисляют деньги вовремя и не искажают показания. Тогда собственники не переплачивают, а дом не числится в должниках у условного энергосбыта или водоканала.

Но есть нечестные УК . Они завышают показания, неправильно начисляют плату, а деньги от жильцов не переводят поставщикам ресурсов вовремя. Иногда такие УК даже воруют деньги, а потом банкротятся или пропадают. На доме висят долги, а разбираться с ними приходится собственникам или новой УК .

До сих пор жильцы не могли полноценно и оперативно контролировать платежи. Приходилось доверять управляющей компании, но это не всегда оправдано.

Что изменилось?

Теперь жильцы многоквартирного дома могут заключить прямые договоры с поставщиками ресурсов. Платежки за коммуналку им будут выставлять не управляющие компании, а энергосбыт, межрайгаз или водоканал - то есть те компании, которые подают в дом свет, тепло и воду.

Управляющая компания не будет получать денег за те услуги, которые сама не оказывает. Но эта возможность у жильцов не появится сама по себе. Чтобы заключить прямой договор по желанию собственников, этим нужно кому-то заняться.

На какие услуги можно заключить договор с поставщиком

Напрямую можно платить за все коммунальные услуги:

  1. Холодное и горячее водоснабжение.
  2. Водоотведение (то есть канализацию).
  3. Отопление всех видов.
  4. Энергоснабжение.
  5. Газоснабжение.
  6. Вывоз мусора.

Можно заключить прямые договоры на все виды услуг или только на вывоз мусора и отопление, в любом сочетании.

Заключить договор по желанию собственников квартир

Чтобы платить напрямую, нужно провести общее собрание собственников. Договор с поставщиком ресурсов заключается со всеми собственниками одновременно. Не будет такого, что одна квартира платит напрямую в энергосбыт, а другая - управляющей компании.

Если на общем собрании примут решение платить напрямую, это решение нужно направить поставщику ресурсов, например в местный водоканал. Тогда жильцы будут получать платежки от водоканала и деньги переводить тоже ему.

Перейти на прямой договор из-за долгов УК

Если управляющая компания или ТСЖ задолжали поставщику ресурсов деньги больше чем за два месяца, договор с ними могут расторгнуть принудительно. Для этого поставщик должен подать на УК в суд и выиграть его.

Водоканал или энергосбыт пришлют собственникам уведомление о расторжении договора с УК и заключении прямых договоров. Жильцам письменный договор заключать не нужно: отказ поставщика работать через управляющую компанию будет односторонним.

Уведомление о переходе на прямую оплату разместят где-то на видном для жильцов месте, опубликуют на сайте и напечатают в официальной местной газете.

Через месяц после такого уведомления договор с УК считается расторгнутым. Жильцы начинают платить напрямую. Управляющая компания больше не сможет выставлять квитанции за воду, газ и свет и требовать денег. А если она так сделает, ее можно штрафовать: хитрая УК заплатит собственнику в два раза больше, чем выставила в квитанции.

Кому жаловаться на качество коммунальных услуг

Даже при наличии прямого договора с поставщиками ресурсов жаловаться можно по-прежнему в управляющую компанию. По закону она обязана содержать в порядке все системы в доме, даже если за воду и газ жильцы платят не ей.

Если собственник найдет ошибку в квитанции или горячая вода покажется ему недостаточно горячей, можно обратиться в УК . Управляющая компания не может сказать: «С кем заключали договор, туда и идите», - она обязана принять обращение и отреагировать. Но нести ответственность за качество услуг по прямому договору будет поставщик, а не управляющая компания.

А вот за коммуникации в доме даже при прямых договорах отвечает управляющая компания. Если течет труба или проблемы с электрическим кабелем, можно требовать от управляющей компании все починить. Ссылки на прямой договор с поставщиком услуг в таком случае бесполезны.

Если собственник задолжал поставщику услуг

По соглашению с поставщиком управляющая компания может ограничить ему доступ к ресурсам. Отключить в квартире должников свет может электрик из энергосбыта, а может - из управляющей компании. Они договорятся, кто это сделает: закон позволяет.

Зачем тогда нужна управляющая компания?

Управляющая компания зарабатывает не на ресурсах, а на обслуживании дома и содержании общего имущества. Свои деньги она не потеряет: собственники будут платить ей по согласованным тарифам за текущий ремонт, уборку подъездов и другие услуги, которые есть в договоре на управление домом.

Даже заключив прямые договоры, вы все равно будет получать квитанции от управляющей компании и обязаны их оплачивать. Там просто не будут указаны те ресурсы, которые вы оплачиваете поставщикам.

Как заключить прямой договор с поставщиком услуг

Проведите общее собрание. Инициативу может проявить любой собственник. Собрание можно провести очно или с заочным голосованием. Для принятия решения нужен кворум - это более 50% от общего числа голосов.

Протокол собрания нужно отправить поставщику ресурсов. Дальше вам объяснят, что делать. Подписывать с каждым собственником документ на бумаге не придется: для прямых договоров будет типовая форма.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: