Роль образования в социальной мобильности человека. Обеспечение привлекательности европейской системы образования. Образование, как доминирующий фактор социальной мобильности. Значение образования как фактора социальной мобильности

Среди социальных институтов современной цивилизации образование занимает одну из ведущих позиций. От качества образования в решающей мере зависят темпы технологического, экономического, политического прогресса, состояние культуры и духовности в обществе, наконец, благополучие человека. На двух занятых в стране, в среднем, приходится один учащийся. Однако на фоне масштабов своего влияния современное образование испытывает серьезный кризис. Сложилось и все более усугубляется диспропорция между потенциями человеческой культуры, достижениями общества и культурных масс. Н.Ф. Наумова рассматривая развитие стран, запаздывающих в освоении современных достижений научно-технического прогресса и переживающих кризисное состояние, видит наиболее важные социальные предпосылки для успешного переходного периода в мобилизации социального потенциала, в позитивном взаимодействии с международной средой, в эффективном социальном управлении и формировании гибкой и динамичной социальной структуры, расшатывании жестких социально-классовых и социально-профессиональных структур, возрастании вертикальной социальной мобильности и горизонтальных перемещений Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии. Сборник статей. - Саратов, 1999. - С. 42-43..

Система образования традиционно рассматривается в мировой социологической науке как один из наиболее массовых каналов социальной мобильности - перехода людей из одних общественных групп в другие Там же. - С. 43..

Образование понимается сегодня как стратегически важная сфера человеческой деятельности. Проблема образования - тема для российской науки и культуры не новая. Она десятилетиями обсуждается учёными, педагогами, писателями, родителями, но с завидным постоянством остаётся актуальной Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии. Сборник статей. - Саратов, 1999. - С.44..

В России существует проблема ухода преподавателей высшей школы из образовательных учреждений в благополучные в экономическом плане сферы. Правда, в последние годы ситуация меняется в лучшую сторону: появилась тенденция к росту контингента мужчин среди поступающих в очную аспирантуру, наблюдается добровольная консолидация предприятий с целью формирования регионального фонда поддержки науки. С её помощью финансируются научно-технические проекты и программы, отражающие интересы предприятий Там же. - с. 45..

Объявленная Законом об образовании самостоятельность средних школ в принятии решений внутреннего характера может привести к нарастанию целого ряда проблем. Так, 93% специализированных программ внедрены в практику школ посредством простого голосования на педагогическом совете. Негативные результаты не замедлили себя ждать. Из-за отсутствия логики и чёткой структуры внедрения новых программ в методах преподавания наблюдается полная неразбериха Там же. - С. 45..

· Новые формы работы школы предъявляют дополнительные требования к профессиональной подготовке учителей, они испытывают трудности с методической литературой, учебными пособиями. В последнее время наибольшую популярность получила методика внедрения компьютерных технологий в преподавании иностранных языков. Все больше преподавателей признают огромные возможности компьютера и перспективность его использования, но компьютер пока не стал привычным инструментом в проведении уроков иностранного языка Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии. Сборник статей. - Саратов, 1999. - С.45..

Отсутствие общего подхода к разработке методики практических курсов дистанционного обучения иностранному языку через Internet сегодня можно рассматривать как основную методическую проблему дистанционного обучения иностранному языку. Нерешенность этой методической проблемы, заметно тормозящая процесс внедрения дистанционного образования можно объяснить как её относительной новизной, так и её сложностью. Сложность проблемы обусловлена тем, что её суть лежит на стыке двух предметных областей. Первая из них - это то, что сейчас принято называть новыми информационными технологиями, вторая - собственно методика обучения иностранному языку.

Для изучения иностранного языка через Internet особенностью является, прежде всего, опосредованный характер межличностного общения между учителем и учеником. Межличностное общение в силу такого опосредованного характера не способно в полной мере восполнить отсутствие непосредственного, «живого» общения Дмитриева Е.И. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков// Иностранные языки в школе. - 1998. - № 1. - С. 38..

Достигнутый человеком уровень образования открывает ему доступ к соответствующим видам деятельности, профессиям, специальностям, должностям. Именно в этом смысле система образования может рассматриваться как фактор социальной мобильности, как один из наиболее массовых каналов социальных перемещений. На протяжении пятидесяти лет советского строя движение между поколениями по лестнице образования было направлено вверх. Восходящей социальной мобильности способствовали процессы индустриализации и коллективизации, модернизации производства и всеобщий характер образования в СССР. За период 1918-1986 гг. в общей сложности получили среднее образование (общее и специальное) около 116 млн. человек. Однако «жесткой» связи между ростом уровня образования и социальным положением личности на иерархической должностной лестнице не было. Продвижение в принципе было возможно и без дополнительного образования (так, например, повышали в должности «практиков»). Часто наблюдалось расхождение между профилем образования и реально выполняемой работой. В 1986 году каждый четвёртый занятый в народном хозяйстве имел высшее или среднее специальное образование, общая численность таких работников составляла 34,6 млн. человек. Вместе с тем около 4 млн. из них занимали должности, не требующие высокого уровня подготовки. По данным социологических исследований, в 80-е годы на рабочих местах было занято 12-15% специалистов с высшим и до 70% со средним специальным образованием. В то же время до 25 инженеров по должности составляли практики. Таким образом, само по себе продвижение людей по ступеням образования есть составная часть общего процесса социальных перемещений, но не всегда эти перемещения обусловливают восхождение по должностной лестнице. И, наоборот, продвижение человека вверх не обязательно связано с ростом его уровня образования Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии. Сборник статей. - Саратов, 1999. - С.46-47..

В современном обществе повышение уровня образования, безусловно, является личным достижением человека, но не определяет его дальнейшую судьбу. Для некоторой части современной молодёжи получение образования вообще утратило свою мотивационную силу, так как привлекательной в настоящее время является деятельность или профессия, обеспечивающая солидное и быстрое вознаграждение. Престижными стали «деловые способности» - умение вертеться, находить нужные связи, зарабатывать любыми средствами. В целом социально-экономическое положение человека стало зависеть не только от его образования и квалификации, но и от сферы, в которой он работает (коммерческой или производственной), на негосударственном или государственном предприятии, в иностранной или российской фирме. Все так же остро стоит проблема разногласий в профессиональных предпочтениях молодых людей и потребностью в этих профессиях работодателей. Зачастую, только что окончив учебное заведение и получив специальность, им приходится устраиваться на работу по другой профессии или же переучиваться. Данное утверждение актуально и для лиц старшего возраста. На рынке труда среди трудоспособных граждан присутствуют люди, которые получили свою профессию и образование в прежней системе хозяйствования, а в современной экономике их профессиональные и рабочие навыки не находят применения. В такой ситуации неминуемо появление и увеличение числа безработных. Безработица сегодня стала одним из массовых каналов социальной мобильности, причём затрагивает чаще всего неквалифицированных работников и высококвалифицированные кадры с навыками, не привязанными к конкретному производству Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии. Сборник статей. - Саратов, 1999. - С.47..

Став безработным, человек может проявить себя трояко: он может повысить, понизить или сохранить свой статус. Самые мобильные и инициативные из безработных овладевают новыми профессиями, организуют собственное дело. Однако подобный путь требует концентрации времени, сил и материальных затрат. Очень часто смена профессии вследствие безработицы приводит к нисходящей социальной мобильности.

Безработица и перемены последних лет включили механизмы вертикальной мобильности, оказавшейся для большинства людей с высшим образованием нисходящей. Если советское высшее образование автоматически обеспечивало статусные позиции выше среднего (получение диплома гарантировало как минимум не ниже среднего статуса), то в настоящее время диплом не всегда ведёт к успешной карьере. Именно группа с высоким уровнем образования захвачена процессами дифференциации интенсивнее, чем остальные социальные страты. Влияние образования на социальную мобильность общества неоднозначно. Рост уровня образования не может считаться фактором, определяющим социальное восхождение. Он оказывается таковым лишь во взаимодействии с другими факторами, определяющими положение индивида в обществе. Сегодня это - соответствие выбранной профессии потребностям экономики и общества, личные качества, конкурентоспособность Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии. Сборник статей. - Саратов, 1999. - С.48..

Образование как фактор стратификации и социальной мобильности.

ПЛАН:

Социальная мобильность

Стратификация

Образование как фактор стратификации и соц мобильности.

1. Социальная мобильность

Согласно определению П. Сорокина, "под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой".

Всякое социальное перемещение происходит не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров.

П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность является наиболее важным процессом, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность) или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходит без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении. Горизонтальная мобильность подразумевает изменение человеком на протяжении своей жизни одного статуса на другой, являющийся приблизительно эквивалентным.



2. Стратификация

Социальная стратификация - это деление общества на специальные слои (страты) путём объединения разнообразных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нём представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса).

3. Образование как фактор стратификации и соц мобильности

Для каждого общества характерно разнообразие отношений, ролей, позиций его членов. При описании системы неравенства между группами людей в социологии применяется понятие “стратификация”. Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. Многие исследования показали, что под влиянием таких факторов как урбанизация, индустриализация, информатизация растет и качественно усложняется социальная дифференциация. Новые профессии требуют большей квалификации и лучшей подготовки. Образование становится все более важным фактором, определяющим положение человека в обществе.

В современной социологии преобладают сторонники теорий классов и страт, основывающиеся на множественности критериев. М.Вебер учитывал экономический аспект стратификации, а также власть и престиж3. Стимулом для широкого распространения многокритериальной стратификации послужили труды П.Сорокина. Он создал свою оригинальную концепцию и опубликовал ее в книге “ Social Mobility” (1927 г.).

Следует отметить, что П.Сорокин выделяет три разновидности социальной стратификации: экономическую, политическую, профессиональную. Профессиональная дифференциация – разделение населения по родам деятельности, занятиям и профессиям.

Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в обществе, то между слоями существуют “лифты”, по которым индивиды перемещаются вверх или вниз от одного слоя к другому. Динамизм нашей эпохи заставляет нас верить в то, что история развивается в направлении увеличения вертикальной мобильности. Функции социальной циркуляции в концепции П.Сорокина выполняют различные институты: это армия, церковь, семья и институты образования. Остановимся на институте образования.

Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни обретали, всегда были средством вертикальной социальной циркуляции. В обществах, где школы доступны всем его членам, система образования представляет собой “лифт”, движущийся с самого низа до самых верхов. В обществах, где привилегированное образование доступно не всем, система образования представляет собой лифт, движущийся только по верхним этажам. В качестве примера обществ, в которых социальная система представляла собой лифт, движущийся вверх и вниз с самых низов социального корпуса до его верха, Сорокин приводит китайское общество.

Интересна мысль Сорокина о тесной связи образования и политики. “По Конфуцию, школа – это не только система образования, но и система выборов, то есть она сочетает политику с образованием. Его политическая доктрина демократична и не предполагает наследственной аристократии. Так как студенты, избираемые из простолюдинов, становились высокими должностными лицами, то и различные институты являлись местами, где избирались представители народа. Образовательный тест исполнял роль всеобщего избирательного права.

Опираясь на концепцию Сорокина, можно предположить, что в современном обществе образование представляет собой один из наиболее важных каналов вертикальной циркуляции. Нельзя достичь какого-нибудь заметного статуса, не окончив, какого нибудь университета, и наоборот, выпускник с отличным университетским дипломом относительно легко продвигается и занимает ответственные правительственные посты вне зависимости от его происхождения. Многие социальные сферы и ряд профессий практически закрыты для человека без соответствующего диплома.

Образование является ситом, которое тестирует и просеивает, отбирает и распределяет индивидов по различным стратам и позициям, то есть фактически оно может быть каналом для усиления или уменьшения социального неравенства. Одной из фундаментальных социальных функций школы является выяснение талантливости того или иного ученика, какие у него способности, в какой степени они проявляются, какие из них социально и морально значимы.

П.Сорокин отмечает факт увеличения числа дипломированных специалистов США, однако при этом отмечает, что это приводит к конкуренции среди них. Правительство придает большое значение университетскому образованию, но мало внимания обращает на нравственное воспитание. Оно не способно обеспечить выпускников подходящими местами, поэтому университеты готовят из своих выпускников людей, проклинающих существующий режим, прямо или косвенно способствующих его свержению, готовых в критических условиях стать лидерами любого радикального или революционного движения. Таким способом готовится псевдоэлита, которая вносит деструктивные элементы в социальную систему.

Современные исследователи внесли свой вклад в разработку данной проблемы. Пьер Бурдье попытался по-новому рассмотреть роль системы образования в обществе. Он доказал, что, несмотря на широко рекламируемое равенство возможностей, элиты выработали новые стратегии, чтобы обеспечить свою преемственность от поколения к поколению. Образование стало ключевым моментом в этих стратегиях. С помощью педагогических методов, отношений между учителями и учениками, отбора учебных курсов и методов селекции экономически привилегированные и хорошо образованные дети получили преимущество по сравнению с менее привилегированными и менее обученными. Он утверждает: “Родители не только вручают детям образовательные “верительные грамоты”, но также создают культурную среду, что содействует развитию разнообразных способностей, которые вознаграждаются в образовательной системе”.

Образовательный капитал – личная собственность обладателей дипломов и ученых степеней, которые получены в тесной связи с классовой позицией родителей. Собственники крупных состояний приспособили новую стратегию, конвертируя экономический капитал в образовательный.

К выводу П.Бурдье можно добавить, что в данном контексте образование служит каналом вертикальной мобильности для групп населения с высоким доходом. Все это, естественно, не отрицает возможности для индивидуумов, обладающих талантом, достичь экономических успехов, вне зависимости от происхождения. Но такие случаи не носят массового характера.

В современной постсоветской России образование также играет достаточно важную роль в процессе формирования новой социальной структуры общества. Среди критериев отнесения к среднему классу уровень образования есть, бесспорно, один из ведущих. В.Дубинин считает, что “Лучше всего чувствуют себя сегодня молодые люди, особенно мужчины с высоким уровнем образования. Их стартовый капитал – образование, потребительская среда во многом обеспечена родителями. В своих потребительских идеалах они ориентируются на Запад”. Таким образом, можно сделать вывод, что концепция П.Сорокина, согласно которой образование является важнейшим каналом социальной мобильности, вполне продуктивна, однако необходимо учитывать и ее критику со стороны современных авторов. Воздействие образования на общество стало сложнее и многообразнее, чем в концепции П.Сорокина.

Механизм формализации образования, при которых школа выступает как некая машина для сортировки людей по их будущим социальным ролям, заложена в самой парадигме социального заказа.

Роль образования в современном обществе становится все более значимой, оно стало многофакторным явлением, активно влияющим на все стороны общества. Ведь, по сути, оно частично взяло на себя функции, ранее выполняемые церковью, семьей и некоторыми другими социальными институтами.

Образование стало неотъемлемой частью стратификацонных характеристик общества, прямо и опосредованно оно влияет на экономическое положение индивида, его профессиональный рост, продвижение по социальной лестнице. Все возрастающая социальная значимость образования открывает для него возможность либо приносить большую общественную пользу – в случае хорошей организации, либо, в противном случае, огромный вред, поэтому следует правильно организовывать качественную и количественную сторону этого социального фильтра.

Сергеева Светлана Александровна, магистр направления «Психология управления образованием»,

МПГУ, г.Москва

В последние годы серьезные изменения в социальной сфере и на рынке труда качественно изменили требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускника педагогического ВУЗа. Как показывает практика, выпускник, чья подготовка ориентирована только на одну конкретную специальность, сегодня испытывает большой риск остаться без квалифицированной работы. Это происходит вследствие того, что он не в состоянии достаточно быстро адаптироваться и овладеть другой специальностью, по ряду причин более востребованной на данный момент в обществе. В итоге, возникает реальная необходимость в подготовке специалистов, которые могли бы легко приспосабливаться в постоянно меняющихся условиях, и быть при этом высококвалифицированными, конкурентоспособными и мобильными специалистами. Таким образом, формирование профессиональной мобильности студентов является одной из ведущих задач модернизации Российского профессионального образования.

Под профессиональной мобильностью понимается переход индивида или профессиональной группы из одной профессиональной позиции в другую.

Существуют два основных типа профессиональной мобильности - горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная мобильность- это переход индивида из одной профессиональной группы в другую, расположенную на том же уровне в плане оплаты и престижности профессии. Под вертикальной профессиональной мобильности подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного профессионального уровня в другой. Так же в зависимости от направления перемещения разделяют два типа вертикальной профессиональной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. профессиональный подъем и профессиональный спуск. Восходящая мобильность - это перемещение индивида на новый, более высокий профессиональный уровень (или овладение новой профессией). При нисходящей - происходит переход специалиста на более низкую профессиональную позицию.

Кроме способности менять профессию или род деятельности, профессиональная мобильность так же предполагает развитие способности у индивида к успешной самореализации в общественной среде. Изучая проблему профессиональной мобильности выпускников, невозможно не рассмотреть такое понятие как «профессиональный статус». Профессиональный статус - это определенное положение человека в профессиональной структуре общества. Чтобы помочь выпускнику в адаптации к смене своего профессионального статуса возможно при решении следующих основных задач профессионального образования:

1) Образование призвано подготавливать специалистов, которые были бы способны быстро адаптироваться в меняющихся условиях профессиональной деятельности, были бы заинтересованы в своем совершенствовании и самообразовании. Таким образом, в процессе профессиональной подготовки специалистов в системе профессионального образования необходимо развивать их адаптационные способности, а также умения и навыки самообучения;

2) Образование должно сформировать у будущего профессионала личностные характеристики, помогающие ему самостоятельно выстраивать вектор своего карьерного роста.

Для определения требований к выпускнику ВУЗа часто используется компетентностный подход. Под компетенцией понимают личностную способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач, так же это требования к личностным и профессиональным качествам индивидов.

Выделяют несколько компетенций, освоение которых необходимо студенту для становления профессиональной мобильности:

Социально-коммуникативные компетенции - обеспечивают готовность будущего специалиста осуществлять свою профессиональную деятельность, приспособляясь к современному обществу, к работе с новыми информационными технологиями.

Образовательные компетенции - обеспечивают готовность будущего специалиста поддерживать свой профессионально-творческий и социальный потенциал в условиях научно-технического прогресса. Индивид должен быть способен к самостоятельному познанию мира, освоению знаниями, умениями и навыками для повышения своей квалификации или смене профессии.

Общенаучные компетенции - обеспечивают высокий уровень базовых и общих знаний по профилю специальности, а так же помогают адаптироваться к изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности.

Ценностно-смысловые и общекультурные компетенции - обеспечивают готовность специалиста к успешной ценностно-смысловой ориентации в мире и общественно одобряемой продуктивной деятельности .

Рассмотрим особенности профессиональной мобильности бакалавров и магистров. Сегодня существует разделение между образовательными циклами по целенаправленному формированию компетенций. Так, например, при изучении гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы бакалавриата формируются только общекультурные компетенции, естественнонаучный цикл связан с одной общекультурной и несколькими профессиональными компетенциями. Компетенции в данных циклах не пересекаются, поэтому спектр решаемых учащимися образовательных задач весьма ограничен. Следовательно, в процессе формирования профессиональной мобильности бакалавра и магистра следует задействовать все циклы учебных дисциплин, а так же, расширить перечень компетенций, направленных на формирование готовности к социальной мобильности и освоения нового в контексте профессии.

Базовая часть программы профессионального образования в ВУЗе представляет собой традиционное описание основных положений той или иной научной области. Таким образом, связь между учебным предметом и профессиональной мобильностью будущего выпускника бакалавриата или магистратуры остается нераскрытой и неясной. Конечно, существует еще вариативная часть дисциплины, определяемая ВУЗом, которая позволяет внести некоторые коррективы. В таком случае, многое зависит уже от компетенций профессорско-преподавательского состава ВУЗа. Таким образом, при традиционном подходе к реализации основной образовательной программы очень трудно подготовить профессионально мобильного бакалавра или магистра.

Таким образом, для полноценного и корректного формирования профессиональной мобильности студентов, следует сделать так, чтобы было пересечение по компетенциям. Только в этом случае сформированные в одном цикле компетенции в другом цикле совершенствуются, обобщаются, проверяется их прочность и осознанность в применении. В таком случае, на уровне бакалавриата формируется полноценная основа профессиональной мобильности, которая будет совершенствоваться в магистратуре.

Кроме вышеперечисленных компетенций, способность будущего специалиста к проявлению профессиональной мобильности в дальнейшем обеспечивает его способность к творческой деятельности. Творчество - это неизменный атрибут жизни и деятельности каждого человека, то есть знания, умения и навыки, заложенные в человеке, определяют место современного специалиста в развитии страны, общества. Следовательно, изменяются требования к качеству образования. Среда, в которой должна вестись профессиональная подготовка будущего специалиста должна соответствовать среде, в которой будет реализовываться творческий его потенциал.

В сегодняшних условиях нестабильности современной экономики, высококвалифицированный специалист должен обладать рядом качеств: креативность мышления, способность к самообучению и быстрому принятию решений, умение приспосабливаться к новым обстоятельствам, быть устойчивым к изменениям во внешней и внутренней среде организации, а так же уметь правильно оценивать происходящее вокруг и самого себя и свои способности. Специалист с высокой степенью адаптивности в нестабильной среде характеризуется как мобильный профессионал, способный решать разнообразные задачи без психологического ущерба для себя и окружающих.

Таким образом, будущих специалистов можно разделить на следующие категории:

Обладает высокой устойчивостью к изменениям, но не склонны к адаптации;

Не способен к адаптации и не может противостоять переменам;

Способен к адаптации и изменениям, но скорость необходимая для адаптации достаточно высока, что замедляет ее;

Способен адаптироваться и быстро изменяться, способны к быстрому обучению, самообучению.

Еще одной составляющей профессиональной мобильности является активность личности. Становление человека как личности и профессионала, а так же становление индивида как обучающегося в ВУЗе осуществляется посредством его собственной активности. Активность может выражаться и как работа над преобразованием себя, окружающей действительности, а так же как способность ставить перед собой адекватные цели и достигать их, несмотря на препятствующие обстоятельства.

Проблема активности личности рассматривается как биологическая и социальная проблема многими учеными.

П.П. Блонский рассматривал активность личности не только с физиологической точки зрения, но и в аспекте решения задач воспитания личности. «Воспитать человека, который бы действовал не как «безупречный автомат», но активное существо, действия которого исходят из него самого» .

В этот же исторический период была осуществлена попытка, изучить активность личности в процессе ее деятельности. Л.С. Выготский отмечает, что активность человека имеет не столько биологическую природу, сколько социальную.

Но не всякая деятельность является проявлением активности личности, поскольку в отдельных случаях деятельность не является свободным волеизъявлением человека и не соответствует его стремлениям. Активность проявляется, как способность действовать сознательно, не только приспосабливаясь к внешней среде, но и целенаправленно изменяя ее. Следовательно, человек действуя сознательно - самостоятельно ставит цель, предвидит результаты и регулирует интенсивность деятельности, в этом случае мы можем говорить о деятельности личности как проявлении ее активности. А поскольку мобильность человек проявляет только, то активность личности есть основа проявления мобильности.

Исследуя особенности мобильности специалиста и отмечая, что в ее основе лежит активность сознательной личности следует отметить, что она является показателем степени социализации личности и проявляется не только в приспособлении личности к иным профессиональным условиям, но и направлена на их изменение. Степень изменения этих условий является показателем активности, следовательно, и мобильности специалиста в профессиональной сфере. С одной стороны профессиональная мобильность специалиста выступает как результат полученного образования, а с другой стороны как фактор, определяющий это образование. Отсюда следуют основания, позволяющие нам говорить о формировании профессионально мобильного типа личности. Формирование активного типа личности есть одно из условий проявления мобильности специалиста и его дальнейшего включения в профессиональную деятельность.

Таким образом, одна из ведущих целей образования- это подготовка специалистов, способных выстроить вектор своего карьерного роста, быстро адаптироваться в меняющихся условиях профессиональной деятельности, заинтересованных в своем совершенствовании и самообразовании.

1

Ларионова И.А. 1

1 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург

Проведен анализ таких основополагающих документов образовательной политики Российской Федерации, как Концепция модернизации Российского образования, Национальная доктрина образования РФ на период до 2025 года, Федеральная целевая программа развития образования, Болонская декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования. Выделены основные принципы (инновационности, профессиональной мобильности выпускников вузов) модернизации высшего профессионального образования. В статье раскрываются понятие «профессионально мобильной личности», суть компонентов квалификационной характеристики специалиста, доминанты формирования качеств профессиональной мобильности специалистов (структура личности, структура деятельности, мировоззрения человека, требования работодателей, стандартов высшего профессионального образования и т.д.), а также качества профессиональной мобильности специалиста социальной сферы (общие профессиональные – социальная ответственность, коммуникативность, познавательная активность и специальные профессиональные – толерантность, креативность, рефлексивность). Одним из значимых механизмов профессиональной подготовки является интеграция. Интегративные тенденции процесса профессиональной подготовки специалистов социальной сферы рассматриваются как приоритетные направления развития профессионального социального образования, предусматривающего формирование общепрофессиональных интегральных и специальных интегральных качеств специалиста.

профессиональная мобильность

интеграция

качества профессиональной мобильности

1. Дегтерев В.А., Ковтунова А.Н., Шрамко Н.В. Инновационные подходы к профессиональной подготовке специалистов социальной сферы в вузе: монография. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2010. – 215 с.

2. Игошев Б.М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете: монография. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 201 с.

3. Ларионова И.А. Проблемы интеграции в профессиональной подготовке социальных педагогов и социальных работников // Пед. образование и наука. – 2008. – № 2.

4. Ларионова И. А., Дегтерев В.А. К вопросу о компетентностном подходе в системе высшего профессионального образования // Образование и наука: Изв. УрО РАО. – 2007. – № 8 (12).

5. Ларионова И. А., Галагузова Ю.Н. Совмещение специальностей социального профиля: интегративно-дифференцированный подход // Педагогика. – 2008. – № 2.

Российская система профессионального образования претерпевает в настоящее время глобальные изменения, которые связаны с решением ряда ключевых проблем, а именно: несоответствия существующего законодательства целям развития высшего образования в условиях рыночной экономики; недостаточной гибкости образовательных программ по отношению к реальным потребностям рынка труда; несформированности эффективных систем управления и оценки качества подготовки специалистов как в системе образования, так и вне ее со стороны работодателей; снижения уровня профессорско-преподавательского состава; оттока молодых перспективных кадров за рубеж и в другие сферы деятельности; недостаточного обеспечения вузов современным учебно-лабораторным и научным оборудованием; недостаточного внедрения современных технологий в процесс профессиональной подготовки специалистов.

В этих условиях возникает необходимость расширения спектра рассматриваемых и нуждающихся в решении проблем и соответствующих мер законодательного, содержательного и организационного характера.

Современная стратегия образовательной политики государства отражена в Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, комплексе мероприятий по их реализации, Федеральной целевой программе развития образования как организационной основе государственной политики в сфере образования.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. основной целью профессионального образования объявлена подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, социально и профессионально мобильного, готового к постоянному профессиональному росту.

Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 г. как основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, также акцентирует внимание на подготовке высококвалифицированных специалистов в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.

Все это актуализирует проблему модернизации высшего профессионального образования и создания опережающей системы профессиональной подготовки специалиста нового типа, построенной на принципах инновационности. Проблемам инновационности образования посвящены отечественные (А.А. Арламов, В.И. Загвязинский, М.В. Кларин, Н.В. Кузьмина, С.Д. Поляков, М.М. Поташник, Н.Ю. Посталюк, В.А. Сластенин, А.И. Субетто, О.Г. Хомерики, А.В. Хуторской, М.М. Фридман, Н.Р. Юсуфбеков) и зарубежные (Р. Адам, Л. Андерсон, Л. Брикс, Х. Барнет, А. Кинг, Е. Роджерс, Б. Шнайдер) исследования.

Одним из основополагающих принципов подготовки профессиональных кадров Болонская декларация объявляет принцип профессиональной мобильности выпускников вузов.

Обобщим факторы, обусловливающие профессиональную мобильность современного специалиста: стремительное изменение социокультурной и социально-экономической ситуации, инновационность всех сфер жизнедеятельности человека, глобализация важнейших сфер производства, усиление зависимости карьеры от образования; увеличение скорости старения знаний, расширение информационных потоков, повышение зависимости личного успеха в жизни от образования и профессии; нестабильность на рынке труда; динамика развития рынка профессий; постоянные изменения статуса многих профессий и др. .

На основе анализа различных дефиниций понятия профессиональной мобильности как интегративного качества конкурентоспособной и профессионально компетентной личности (В.Ю. Арутюнян, Р. Бен-дикс, П. Блау, Ф. Гато, Л.В. Горюнова, Д. Глас, О. Дункан, Т.И. Заславская, Б.М. Иго-шев, Ю.И. Калиновский, С. Липсет, О.Ю. Посухова, М.Н. Руткевич, П.А. Со-ро-кин, Ф.Р. Филиппов и др.) и с опорой на структуру деятельности как основного способа созидательной активности человека по преобразованию природы и общества определим понятие профессионально мобильной личности.

Профессионально мобильная личность - это личность, адекватно действующая согласно требованиям служебного и общественного долга, готовая реализовать ключевые, базовые и специальные компетенции, приобретенные в образовательном учреждении, работать с высокой продуктивностью и эффективностью, действенно реагировать на меняющиеся профессиональные обстоятельства и решать нестандартные профессиональные задачи, безусловно принимать на себя ответственность за результаты своего труда, заниматься постоянным личностным совершенствованием .

Развитие качеств профессиональной мобильности у специалистов социальной сферы является важным аспектом их подготовки. Проанализировав требования государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и классификатор специальностей, обобщим интегративные и дифференцированные характеристики профессиональной деятельности социального педагога и специалиста социальной работы для того, чтобы определить возможности профессионального образования в подготовке специалистов к работе в смежных областях деятельности и формировании качеств профессиональной мобильности (таблица).

Поскольку развитие качеств профессиональной мобильности является приоритетным направлением профессиональной подготовки специалистов социальной сферы (в рамках исследования - социальных педагогов и специалистов социальной работы), задачи и виды их профессиональной деятельности во многом дополняют друг друга, объекты и сферы профессиональной деятельности пересекаются, а цели совпадают, что создает, в свою очередь, благоприятную основу для реализации данного процесса. Кроме того, само содержание профессиональной деятельности социального педагога и специалиста социальной работы является многомерным и многоаспектным (разнообразие характеристик, сфер, объектов профессиональной деятельности; множественность проблем клиентов; многообразие социальных ролей), что также предъявляет дополнительные требования к формированию у них видения альтернатив решения проблем, способности осуществлять оптимальный выбор и овладевать системой обобщенных профессиональных приемов и способов деятельности.

Квалификационная характеристика специалиста

Анализируемые компоненты

Социальный педагог

Специалист социальной работы

Цели деятельности

Общие - социальное развитие индивида и общества, формирование общей культуры личности, интеграция деятельности различных государственных и общественных организаций

Специальные

Социализация, ресоциализация личности

Социальное обеспечение, помощь, поддержка

Объекты деятельности

Общие - дети, молодежь, семья

Специальные

Обучающиеся

Отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в восстановлении нарушенного социального функционирования

Сферы деятельности

Общие - система образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, пенитенциарная система

Специальные

Социально-педагогическая работа в сфере образования

Государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения, благотворительные фонды, политические организации, неформальные институты и др.

Предмет деятельности

Общие - социальная помощь

Специальные

Социальное воспитание, социальное сопровождение

Социальная помощь, поддержка, обеспечение и обслуживание

Основные формы (средства) воздействия

Общие - правовые, социально-психологические

Специальные

Психологические, педагогические

Материально-экономические

Виды деятельности

Общие - социально-педагогическая, исследовательская, организационно-управленческая, социально-проектная, научно-методическая, посредническая

Специальные

Учебно-воспитательная, развивающая, культурно-просветительская

Социально-технологическая

Результаты деятельности

Общиe - социальная устойчивость

Специальные

Созданные благоприятные условия для социализации и ресоциализации личности

Оказанная социальная помощь, поддержка в целях улучшения или восстановления способности граждан к социальному функционированию

Проанализировав основные образовательные программы подготовки социальных педагогов и специалистов социальной работы, выделим общие («Педагогика», «Психология», «Основы медицинских знаний», «Безопасность жизнедеятельности», «Социальная политика», «Семьеведение» и др.) и специальные (специальность «Социальная педагогика» - «Методика и технология работы социальных педагогов», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Основы социальной работы», «Основы психологии семьи и семейного консультирования» и др.; специальность «Социальная работа» - «Основы социальной медицины», «Гендерология и феминология», «Социальная геронтология», «Социальная работа с молодежью» и др.) изучаемые дисциплины.

На основе анализа системы профессионального образования специалистов социальной сферы определено, что профессиональную подготовку социальных педагогов и специалистов социальной работы можно рассматривать как единую профильную подсистему социального образования, которой присущи смежность, содержательная сопряженность специальностей и направлений разных уровней, а также ориентированность на одну сферу профессиональной деятельности - социальную.

Остановимся подробнее на доминантах, определяющих формирование качеств профессиональной мобильности специалистов. К ним относятся структура личности, деятельности, мировоззрения человека; требования работодателей, стандартов высшего профессионального образования, этического и профессионального кодекса специалиста социальной сферы; противоречия студенческого возраста. Системообразующими качествами профессиональной мобильности специалиста социальной сферы выступают общие профессиональные качества - социальная ответственность, коммуникативность, познавательная активность и специальные профессиональные качества - толерантность, креативность, рефлексивность (рисунок).

Системообразующие качества профессиональной мобильности специалиста социальной сферы

Одним из ведущих механизмов профессиональной подготовки специалистов является интеграция (от лат. integrum - целое; integration (англ.) - восстановление, восполнение) - объединение каких-либо элементов (частей) в целое; процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей .

Необходимым условием успешной и целенаправленной профессиональной подготовки специалистов социальной сферы становится выявленная совокупность следующих интегративных тенденций , детерминирующих процесс профессиональной подготовки специалистов социальной сферы:

  • общепрофессиональные: рациональное сочетание фундаментальных теоретических и прикладных аспектов содержания образования; актуализация проблемы взаимодействия основных процессов профессионального образования: обучения, воспитания, развития; синхронизация обеспечения непрерывности и преемственности (довузовского, вузовского, послевузовского) образования; обусловленность гуманитаризации образования объективными процессами гуманизации общественного производства и общественных отношений; интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования в мировую систему высшего образования при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы;
  • организационно-деятельностные : повышение взаимообусловленности внутриинституциональной и общесоциальной практики; сопровождение реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования программами и услугами дополнительного образования, то есть диверсификация профессиональной подготовки; сохранение традиционности профессионального образования при неуклонном стремлении к инновационным и реформационным изменениям на различных уровнях; стандартизация как содержания, так и результатов профессионального образования;
  • личностно-ориентированные : обеспечение конвенции интересов и ценностей всех потребителей и поставщиков профессиональных образовательных услуг; увеличение удельного веса самообразования и самовоспитания в системе профессиональной подготовки специалистов; повышение роли субъективации личности обучающегося, то есть детерминация познавательной деятельности студента обучающей деятельностью преподавателя, и наоборот, обусловленность деятельности преподавателя действиями, отношением, состоянием студента; аксиологизация личностно-деятельностной парадигмы как равного единства личностно-ориентированного и деятельностного подходов в профессиональном образовании.

Возможность реализации образовательного процесса в рамках интегративного взаимодействия позитивно меняет методологию учебно-воспитательного процесса, характер субъект-субъектных отношений, профессиональных и личностных качеств специалиста. Основными преимуществами интегративной профессиональной подготовки являются: формирование целостного представления об окружающем мире; обновление содержания образования за счет расширения и углубления предмета познания; актуализация новых механизмов и способов познавательной деятельности; развитие рациональных и оптимальных приемов достижения поставленной цели; совершенствование учебно-методических и научно-методических комплексов; повышение качества профессионального образования посредством объединения кадровых, информационных и материально-технических ресурсов; формирование научного мировоззрения и дивергентности мышления; развитие способности к самоконтролю и самореализации; развитие стремления к регулярному обновлению профессиональных знаний и умений; формирование интегральных качеств личности - активности, самостоятельности, креативности, рефлексивности и др.

Интегративные тенденции в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы - это приоритетные направления развития профессионального социального образования, построенного на принципах конвергенции и дивергенции и предусматривающего формирование как общепрофессиональных интегральных (социальной ответственности, познавательной активности, коммуникативности), так и специальных интегральных (толерантности, рефлексивности, креативности) качеств специалиста, развитие которых в комплексе способствует становлению профессионально мобильной (целостной) личности выпускника.

Рецензенты:

    Тищенко Е.Я., д.п.н., профессор, заместитель начальника организационно-аналитического управления ГУФСИН России по Свердловской области, г. Екатеринбург;

    Ветошкин С.А., д.п.н., профессор кафедры образовательного права Института социологии и права Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Екатеринбург.

Работа поступила в редакцию 18.05.2012.

Библиографическая ссылка

Ларионова И.А. РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 6-3. – С. 591-595;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30080 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ВВЕДЕНИЕ


Создание производства мирового класса всегда связано с людьми, которые работают на предприятии. Правильные принципы организации производства, оптимальные системы и процедуры играют, конечно же, важную роль, но реализация всех возможностей, заложенных в новых методах управления, зависит уже от конкретных людей, от их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотивации, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению.

Компетентность требуется работнику, занимающемуся разработкой новых изделий или оборудования, хотя бы потому, что создание новой хорошей техники требует, как минимум, знания того, как работает старые машины и оборудование. Но для предприятия, которое решило сегодня преуспеть в конкурентной борьбе, необходимо, чтобы каждый работник обладал весьма обширными знаниями.

Формирование у работников нужной компетенции начинается уже при подборе кадров и приеме на работу кадров. Люди, которые придут в организацию, должны стремиться максимально, овладеть аспектами данного бизнеса. Часто это больше вопрос желания самих работников, нежели их предшествующего опыта трудовой деятельности или базового образования.

Не менее важным является долгосрочное планирование кадровой политики фирмы.

В большинстве компаний отделы кадров или службы управления человеческими ресурсами больше привыкли заниматься планированием численности работников на предприятиях. Их главная задача - добиться, чтобы на предприятии или в организации было столько работников, сколько должно быть в соответствии со штатными расписаниями.

Но сегодня отделам кадров важно уже добиваться не просто своевременного заполнения вакансий, чтобы поддерживать на должном уровне объем производства. Система работы с кадрами должна быть спланирована таким образом, чтобы постоянно добиваться увеличения в составе рабочей силы предприятия тех людей, кто обладает хорошими знаниями, и следить за тем, чтобы таких работников становилось все больше в каждом подразделении.

Желательно проводить анализ факторов внешней среды, чтобы убедиться в том, что имеется предложение определенных профессий для комплектования личного состава такими служащими, каких еще нет в штате организации.

В результате прогноза спроса и предложения на трудовые ресурсы любая организация может выяснить число людей, в которых она нуждается, уровень их квалификации и расстановку кадров.

В итоге может быть разработана согласованная кадровая политика, включающая системы набора, подготовки, совершенствования и оплаты кадров, а также политика отношений между администрацией и работниками. Этот стратегический план может быть разбит на конкретные программы использования трудовых ресурсов. Именно поэтому так актуальна тема "Профессиональная мобильность в современных условиях".

Концепция планирования использования трудовых ресурсов проста. Но ее реализация сложна. Корпоративная стратегия не всегда развивается гладко, так как не всегда вовремя имеется в наличии техника, или она не выполняет те задачи, которые прогнозировались. Иногда существует большая, чем это предполагалось текучесть кадров в некоторых областях производства и регионах. Планировавшийся набор кадров не ведется. Поэтапное обучение рассчитано с ошибками, потенциальные рекламные листки дискредитированы. В результате планы не выполняются. Однако существование плана, по меньшей мере, вселяет чувство перспективы, а систематические наблюдения и контроль за его выполнением могут помочь скорректировать отклонения от стратегического направления.


1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ


Способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профориентационной деятельности.

Форма социальной мобильности; изменение трудовой позиции или роли работника, обусловленное переменой места работы или профессии. В понятии "Профессиональная мобильность" различают объективную, субъективную и характерологическую стороны.

Объективная сторона включает научно-технические и социально-экономические предпосылки, а также сам процесс изменения профессии.

Субъективная сторона означает процесс изменения интересов работника и акт принятия решения о перемене места работы или профессии.

С характерологической точки зрения, профессиональная мобильность рассматривается как более или менее устойчивое свойство личности, как подготовленность или предрасположенность к перемене вида профессиональное деятельности. Движение работника по ступеням служебной лестницы, передвижение от низших уровней к высшим и, наоборот, определяется понятием вертикальной мобильности. Перемена индивидом вида работы в пределах одного и того же круга профессий или должностей определяется как горизонтальная мобильность. В содержании понятия "профессиональная мобильность" можно выделить: выбор профессии, повышение квалификации, определение условий перемены места работы или профессии, текучесть кадров и другие .

Профессиональная мобильность - изменение группой лиц или индивидом одной профессии на другую. Различают:

Вертикальную профессиональную мобильность

Перемещения вверх-вниз в профессионально-квалификационной структуре; и

Горизонтальную профессиональную мобильность - перемещения без качественного изменения профессии и квалификации.


2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАДРОВ


Профессионально-квалификационная мобильность кадров - процесс перемещения работников между профессиональными и квалификационными группами в результате приобретения производственного опыта, практических знаний и навыков.

Квалификация - степень профессиональной подготовленности к выполнению определенного вида работы. Различают квалификацию работы и квалификацию работника.

Качественные характеристики персонала - совокупность профессиональных, нравственных и личностных свойств, являющихся конкретным выражением соответствия персонала тем требованиям, которые предъявляются к должности или рабочему месту. Различают три основные группы качественных характеристик: способности, мотивации и свойства персонала.

Профессия - род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять определенный вид работ.


3. МОТИВАЦИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ УЧЕНЫХ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ


Для современной эпохи характерна высокая профессиональная мобильность ученых. Благодаря мобильности осуществляется постоянная перестройка исследовательского фронта, обеспечивающая кадрами новейшие направления исследований. В то же время мобильность весьма оперативный, хотя и косвенный показатель состояния дел в той или иной области исследований: начинающийся отток ученых из какого-либо направления раньше других признаков может свидетельствовать о его "насыщении".

Эмпирические исследования профессиональной мобильности ученых идут в Ленинграде - Санкт-Петербурге примерно 30 лет. На протяжении этого времени выявлены общие тенденции и специфика мобильности ученых в различных отраслях наук и на отдельных этапах развития науки. Первый многократно доказанный факт - ученые в профессиональном отношении мобильны, лишь 1/3 работает по специализации полученной в ВУЗе. Если в 70-80-х годах изучалось преимущественно внутринаучное движение, то в 90 годах основное внимание было сосредоточено на изучении патологической мобильности, т.е. выходу ученых из сферы науки, а также миграционным процессам. В нашем последнем исследовании мы вновь пытаемся вернуться к внутринаучной мобильности, но уже в новых социально-экономических отношениях, в рамках проекта международного сравнительного исследования. Здесь мы рассмотрим лишь результаты выборочного социологического опроса членов Санкт-Петербургского союза ученых (90 человек) в апреле 1998 года.

Проводя последнее исследование, мы хотели выяснить мотивацию и интенсивность изменения научных направлений у ученых. Мы предполагали, что в условиях рыночных отношений кардинально изменилась мотивация научных кадров, но наша гипотеза оправдалась лишь частично. Значительная часть мотивов носила традиционный характер, зафиксированный еще в 70-х годах.

Наибольший интерес составляла для нас элитная группа докторов наук. Прежде всего, остановимся на ней. По данным опроса наиболее распространенным мотивом является внутринаучный фактор - логика научного исследования (40%), на втором месте оказался психологический фактор - изменение научных интересов (23%), на третьем - практическая полезность исследования (20%). Вместе с тем обнаружились факторы, связанные институциональными изменениями, произошедшими в науке, например, появились мотивы, связанные с возможностью получения грантов, стремлением к самостоятельной работе. По данным этого опроса изменение научного направления почти не связано с миграционными намерениями, однако, по-видимому, это специфика данной возрастной группы. Есть основания полагать, что у молодежи к решению этих вопросов несколько иной подход .

Как выявилось, распределение мобильных между новыми и традиционными направлениями существенно не изменилось за последнее десятилетие, и носит устойчивый характер. Мы предполагали, что существенные изменения произошли в векторе движения кадров между фундаментальными и прикладными исследованиями, что в настоящее время доминирует поток в прикладные исследования, разработки. Но данный опрос не подтвердил нашу гипотезу: из фундаментальных в прикладные и обратно объем потоков существенно не отличался. Однако не исключено, что это связано со спецификой выборки (в основном ученые академических вузов и институтов). Необходимы дальнейшие исследования для более полного понимания и обоснования такого движения.

Сравнение данных респондентов - докторов наук с данными по всему массиву опрошенных показывает в основном общность мотиваций в изменении направления, что не исключает отдельных различий, к которым относятся такие как вынужденные обстоятельства и боязнь потерять работу. Эти мотивы в большей степени распространены среди кандидатов наук и научных работников, не имеющих ученой степени.

Таковы некоторые общие тенденции. В докладе будут рассмотрена специфика их проявления в естественных, технических и общественных науках.

Международное исследование, которое будет проведено в ближайшее время, позволит более глубоко осмыслить и понять динамику направлений и мотиваций профессиональной мобильности, ученых в различных странах с рыночной экономикой.


4. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА


Основой изучения такого феномена как профессиональная мобильность работников явились работы П. Сорокина, Э.Дюркгейма, М. Вебера в которых заложен функциональный подход к анализу профессиональной мобильности как социальному явлению. В работах А. Шюца, М. Шелер раскрывается феноменологическое виденье этой категории.

Отечественные ученые в своих исследованиях рассматривали профессиональную мобильность как предмет социальной стратификации советского общества. В работах Т.И. Заславской, Р.В. Рывкиной, В.Г. Подмарковой разработана методология анализа трудовой карьеры и исследование механизмов смены труда. В работах И.О. Мартынюк, В.Н. Шубкина, В.А. Ядова были освещены такие проблемы как профессиональное самоопределение выпускников вузов, поиск работы, адаптация на рабочем месте, повышение квалификации. Психологические аспекты профориентации, трудовой деятельности детально проработаны в исследованиях Е.А. Климова. Последние десятилетия ознаменовались новым социокультурологическим подходом к исследованию социальных явлений в том числе и к подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования, этому посвящены работы В.М. Розина, Н.Г. Багдосарьян. В работах О.А. Иконникова, А.Г. Здравомыслова проведен анализ основных проблем высшего профессионального образования в контексте социологической парадигмы.

Социальная мобильность как перемещение индивидов, социальных групп определяется в работах С.Э. Крапивенского, С.С. Фролова, Ю.А. Карповой, А.А. Гераськовой, Л.В. Кансузян. "Культурная мобильность", "социокультурная мобильность" стали предметом исследований П.К. Анохина, И.В. Василенко, Г.Б. Кораблева. Особенности и характеристики профессиональной мобильности рассмотрены в трудах О.М. Дудиной, П.М. Ратниковой, Ю.И. Калиновского, Н.И. Томина, О.В. Амосовой. Изучены и описаны механизмы возникновения и развития конструкторской мобильности человека в исследованиях Н.Ф. Хорошко. А.Т.Коньков разделяет профессиональную мобильность на межгенерационную и внутригенерационную. Л. Амирова и З. Багишев рассматривают категорию профессионально-педагогической мобильности как целевую установку высшего образования.

Проанализировав исследования ученых, следует отметить, что мобильность рассматривается ими и как качество личности и как процесс, т.е. имеет двусторонней характер. Дуальность такой категории как "мобильность" характеризуется тем, что человек может быть мобильным, если он обладает определенными личностными и профессиональными качествами, но его мобильность может, провялятся только в деятельности и говорить о степени и уровне мобильности человека следует только при условии ее реализации в деятельности.

Проанализировав генезис становления в научно-педагогической и социологической литературе таких понятий как "социальная мобильность", "социокультурная мобильность", "академическая и образовательная мобильность", отметим, что результатом современного профессионального образования выступает способность выпускников к профессиональной мобильности нового типа – мобильности как основе веры людей в себя и свое будущее, в свои силы и возможности. Мы считаем, что такое понятие как "профессиональная мобильность специалиста" определяется не только его способностью менять свою профессию, место и род деятельности, но и умением принимать самостоятельные и нестандартные решения, направленные на повышение уровня своего профессионализма, а так же способностью быстро осваивать новую образовательную, профессиональную, социальную и национальную среду.

Опираясь на социологический подход и рассматривая профессиональную мобильность как процесс движения индивидов между группами профессиональной структуры общества, необходимо отметить тот факт, что социальные субъекты полностью или частично изменяют свой профессиональный статус. Профессиональный статус индивида представляет собой определенное положение человека в профессиональной структуре общества. Сформировать в адаптационной вузовской среде социальную компетентность и помочь выпускнику в адаптации к смене своего социального и профессионального статуса возможно при условии включения в образовательный процесс информационных, коммуникационных, организационных компонентов. В связи с этим можно выделить основные задачи высшего профессионального образования в условиях его глобализации и модернизации. Во-первых, образование призвано подготавливать специалистов способных легко обучатся, быстро приспосабливаться к меняющимся условиям и содержанию профессиональной деятельности, заинтересованных в своем непрерывном образовании и совершенствовании. Таким образом, в процессе профессиональной подготовки специалистов в системе высшего образования необходимо развивать их адаптационные способности, а также умения и навыки самообучения. Во вторых, образование должно сформировать у будущего специалиста такие личностные структуры и способности, которые позволили бы ему самостоятельно ориентироваться в профессиональном мире и выстраивать вектор своего карьерного роста.

Одним из направлений развития современной науки выступает изучение возможностей компетентностного подхода к определению требований к выпускнику профессионального образовательного учреждения. Компетентностный подход в образовании охватывает наряду со знаниями и навыками, такие категории как способности, готовность к познанию, социальные навыки. Компетентностный подход позволяет раскрыть желаемый результат образования через совокупность различного вида компетенций. Опираясь на компетентностный подход, мы можем подставить целостную картину становления профессиональной мобильности специалиста, через развития определенных компетенций.

Социально-коммуникативные компетенции, обеспечивающие готовность будущего специалиста к социализации в современном демократическом обществе, к работе с новыми информационными технологиями, к осуществлению своей профессиональной деятельности в неоднородных группах людей, адаптироваться к новым ситуациям.

Образовательные компетенции, обеспечивают готовность будущего специалиста к научному, системному познанию мира, к овладению навыками самостоятельного освоения знаний и повышения своей квалификации или смене профессии, поддерживать свой профессионально-творческий и социальный потенциал в условиях научно-технического прогресса, к самосовершенствованию, к самообразованию.

Общенаучные компетенции, обеспечивают высокий уровень базовых общих знаний и общих знаний по профилю специальности, способность адаптироваться к изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности.

Ценностно-смысловые и общекультурные компетенции, обеспечивают успешность ценностно-смысловой ориентации специалиста в мире, готовность и стремление познать и совершенствовать самого себя, готовность будущего специалиста к общественно одобряемой продуктивной деятельности и способствуют осознанию необходимости непрерывного самообразования, постоянной мотивации к обучению на протяжении всей жизни, определению ценностей, необходимых для того, чтобы жить в условиях сложного демократического общества, овладение высоким уровнем педагогической культуры.

Данные компетенции и являются основной составляющей профессиональной мобильности специалиста.

Анализируя особенности современного исторического развития (постоянные перемены, изменения, взаимопроникновение различных областей деятельности и знаний, движение в направление единства понимания всех сторон жизни на Земле) А. Кочеткова выделила два мегатренда в условиях действия которых, и происходит данное развитие. Первый связан с перемещением мировых процессов в сторону хаоса, что детерминирует становление новых семантических основ жизнедеятельности человека. Второй характеризуется отказом от технократического восприятия протекающих перемен, стремлением к гармоничному постижению происходящего. Именно эти тенденции и привели к тому, что устоявшиеся требования к качеству специалиста не соответствуют меняющимся условиям жизни и деятельности. Творчество становится неизменным атрибутом жизни и деятельности каждого человека, т.е. способности, знания и навыки, залаженные в человеке приобретают иное более важное значение, определяющее место современного специалиста в развитии страны, общества. Соответственно изменяются требования к качеству образования, среда, в которой должна вестись профессиональная подготовка должна быть изоморфна среде, в которой будет реализовываться творческий потенциал специалиста. Таким образом, происходит смена модели образования основанной на трансляции знаний на модель образования "ориентированную на трансляцию принципов работы в условиях ученого незнания" , что в наибольшей степени связано со становлением личности современного специалиста. Современный человек живет и действует в среде с высокой степенью "турбулентности", что определяет уровень непредсказуемости направления перемен. Соответственно в таких условиях специалист, эффективно действующий должен обладать рядом качестве, которые выступают на первый план: креативность мышления и быстрота принятия решений, способность к частой обучаемости и умение приспосабливаться к новым обстоятельствам, устойчивость к фрустрациям внешней и внутренний среды организации, умение отслеживать и правильно оценивать состояние окружающего пространства. Высокая степень адаптивности при деятельности в "турбулентной среде" характеризует мобильного специалиста, т.е. специалиста способного решать разнообразные задачи без психологического ущерба для себя.

Непрерывность и скачкообразность характеризуют перемены, происходящие в современном мире и в системе образования в частности, именно они и оказывают сильное влияние на людей. Это обусловливает процесс разделения людей на тех: кто обладает высокой устойчивостью к изменениям, но не склонны к адаптации; кто не способен к адаптации и не может противостоять переменам; кто способен к адаптации и изменениям, но скорость необходимая для адаптации достаточно высока, что замедляет ее; кто способен адаптироваться и быстро изменяться, способны к быстрому обучению, самообучению. Поэтому мы можем сделать вывод, что современное образование призвано помочь молодежи быть устойчивой к изменениям и быть способной к реактивной адаптации, на основе самообучения и обучения. Таким образом, мы видим, что второй составляющей профессиональной мобильности специалиста выступает его готовность к переменам. Именно от степени готовности специалиста к переменам он принимает решения о смене места работы, профессии, образования и т.д. Человек, переоценивая свой багаж знаний, принимает решение о его изменении или об отказе от какой-то его части. "Желание измениться" означает, что человек готов внести существенные изменения в свою жизнь и деятельность без чьего-либо вмешательства или давления.Третьей составляющей профессиональной мобильности является активность личности. Современное профессиональное образование в России построено по принципу преемственности образовательных программ, где образовательная программа вуза, выстроенного с опорой на достигнутое и с ориентацией на развитие, есть продолжение образовательного маршрута человека. Профессиональное становление и личностное становление обучающегося в вузе осуществляется посредством его собственной активности. При этом активность выражается и как работа над преобразованием себя, так и над преобразованием окружающей действительности. Как считает М.Л. Соколова , активность проявляется в способности ставить достижимые цели, реализовывать свою программу, несмотря на обстоятельства, препятствующие достижению цели.

Проблема активности личности рассматривается как проблема биологическая и социальная. Интерес к человеку как активно действующему субъекту исторического процесса возрастает по мере того, как под влиянием общественных отношений формируется понятие личность. Проблема активности в русской психологии рассматривается в трудах Н.Я. Грота, Л.М. Лопатина, А.И. Введенского, И.И. Лапшина. Они определяют активность как внутренне замкнутое свойство духа.

Представители "эмпирической психологии" пытались отойти от всякой философии, но при этом не смогли уйти от дуалистических, а порой и идеалистических философских концепций. Г.И. Челпанов связывал активность с внутренним строением сознания. У В.Я. Нечаева активность это умение сохранить свою личность. Для нашего исследования важным является то, что ученые рассматривали активность как меру устойчивости личности к влиянию среды и ее воздействия на эту среду, хотя эта мера сводилась к потенциям индивида биологического характера.

В 20-30-ые годы ХХ века В.М. Бехтерев создает социально-психологическую концепцию активности. Изучая активность в социальном плане, он признавал ее направленность на изменение жизни общества, однако при этом произошел перенос биологических понятий в социологию, была сделана попытка, рассмотреть общество как совокупность "физиологических энергетических машин". П.П. Блонский наряду с физиологическим обоснованием активности трактовал ее и в аспекте решения задач воспитания личности. "Воспитать человека, который бы действовал не как "безупречный автомат", но активное существо, действия которого исходят из него самого".

В этот же исторический период была осуществлена попытка, изучить активность личности в процессе ее деятельности. Л.С. Выготский отмечает, что активность человека имеет не столько биологическую природу, сколько социальную. Она определяется, по мнению ученого не созреванием тех или иных функций, а усвоением в ходе онтогенетического развития определенных форм социального опыта, созданной человечеством культуры. Понятие установки как состояния готовности к определенной активности ввел Д.И. Узнадзе. По отношению к процессам осознания и поведения установка первична и она определяет протекание процессов сознания. Установка выражает готовность к совершенствованию процесса, направленного на удовлетворение потребности. Она отражает окружающую действительность и при изменении этой действительности способна пластически меняться. В связи с этим установка способна обеспечить выполнение действий в связи с изменяющимися условиями. Наличие потребности и ситуации выступают необходимым условием для функционирования установки. Особой формой психической активности, присущей человеку как социальному существу, по мнению Д.И. Узнадзе выступает уровень объективизации. Человек как социальное существо живет и действует не только для себя, но и для другого, т.е. его бытие переходит за границы собственного существования и становится действительностью для другого. А установка есть связующее звено между сознанием и деятельностью .

Считая, что деятельность может быть активной и пассивной, Н.Ф. Добрынин разделил понятие "активность" и "деятельность" и выдвигает принцип активности как методологический принцип психологии. Активные действия, по мнению ученого, направлены на изменение действительности, а жизнь и активность начинается с возникновения потребностей и интересов, которые связаны с убеждениями. "Убеждения, опирающиеся на мировоззрение, отражаются на всей деятельности личности и являются самой большой силой вызывающей активность сознания". Таким образом, активность возникает как результат проявления потребностей, интересов, убеждений и выражает значимость для личности тех или иных объектов, а одним из механизмов ее возникновения выступает переход общественной значимости в личную. Деятельность как специфическую форму активности рассматривает в своих трудах С.Л. Рубинштейн. "Человек – не пассивное, лишь созерцательное существо, а существо действенное, поэтому изучать его нужно в действии, в свойственной ему активности". "Основное позитивное содержание положения о единстве сознания и деятельности - пишет С.Л. Рубинштейн, - заключается в утверждение их взаимосвязи и взаимообусловленности: деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием ее активного выполнения" .

Проявлением социальной активности не всегда можно считать активную деятельность. В основе социальной активности как качестве личности лежат общественные интересы, а ее признаками как считают В.А. Якуба и А.И. Андрющенко, является многообразие связей субъекта социальных отношений и творческий характер действия, направленного на реализацию общественных интересов. Общественная активность включает в себя отношение человека к миру социальных ценностей, выражающееся в конкретной деятельности, критерий ее уровня представляет собой комплекс объективных и субъективных моменты, характеризует особенности деятельности (направленность, результативность) и внутренне показатели деятельности.

Социальная активность специалиста в обществе измеряется степенью его сознательного участия в общественной жизни. Формирование и проявление активной жизненной позиции личности специалиста связано с развитием творческих потенций личности. Активность личности закладывается в "фундамент" личности на ранних этапа жизни и корректируется, направляется на протяжении всей сознательной деятельности. По мнению С.Л. Рубинштейна поведение человека совершается в определенных, заданных условиях, а его причиной являются "внутренние условия". А.Н. Леонтьев пишет, что "активное приспособление к будущему является специфической именно для поведения человека" . Социальная активность выступает в многообразных внешних проявлениях. Ее полезный результат измеряется тем вкладом, который вносит человек в перестройку "обстоятельств и самого себя". Однако организуется и направляется активность субъективной позицией личности, выступающей интегральным образованием обеспечивающим "переправление" внешних требований во внутренние.

Человек выступает, как субъект исторического процесса утверждают Б.Г. Ананьев, И.С. Кон. "Всякое проявление жизни" есть проявление и утверждение общественной жизни – это утверждение конечный вывод и ведущая посылка в анализе подходов к изучению человеческой активности (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев).

Для нашего исследования значительный интерес представляют идеи, высказанные В.А. Водзинской о том, что "Социальная активность – высшая форма человеческой активности. Она проявляется, как способность действовать сознательно, не только приспосабливаясь к внешней среде, но и целенаправленно изменяя ее". Следовательно, человек действуя сознательно - самостоятельно ставит цель, предвидит результаты и регулирует интенсивность деятельности, в этом случае мы можем говорить о самодеятельности личности как проявлении ее активности. А поскольку мобильность человек проявляет только сознательно и это есть акт его самодеятельности, то активность личности есть основа проявления мобильности. В.В. Водзинская считает, что не всякая деятельность есть проявление активности личности, поскольку в отдельных случаях деятельность не является свободным волеизъявлением человека и не соответствует его стремлениям. А профессиональная мобильность реализуется личностью только по ее собственному стремлению и интересам, то соответственно проявление мобильности личности есть всегда проявление ее активности.

И.Н. Пашковская исследуя предпосылки формирования активного типа личности педагога считает, что социально-профессиональная активность, являясь прерогативой только сознательной личности, поскольку является мерой сознательности личности и ее ответственности перед обществом. Профессиональная активность – социальная по своей сущности и к этому еще и протекает в рамках социальной системы, следовательно, формы ее проявления, цели, особенности порождены обществом, социальной средой в которой формируется личность.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Мы можем сделать вывод, что и профессиональная мобильность по своей природе социальная, потому, что она имеет место быть, только в социальных системах, а ее успех зависит от той социальной, образовательной среды, в которой происходит становление личности специалиста-профессионала. Исследуя особенности мобильности специалиста и отмечая, что в ее основе лежит активность сознательной личности следует отметить, что многие ученые изучая социально-профессиональную активность, считают, что она является показателем степени социализации личности и проявляется не только в приспособлении личности к иным профессиональным условиям, но и направлена на их изменение. Степень изменения этих условий есть показатель активности, а, следовательно, и мобильности специалиста в профессиональной сфере. С одной стороны профессиональная мобильность специалиста выступает как результат полученного образования, а с другой стороны как фактор, определяющий это образование. Отсюда следуют основания, позволяющие нам говорить о социально-профессиональном предвидении становления и развития специалиста, т.е. о формировании профессионально мобильного типа личности. Формирование активного типа личности есть одно из условий проявления мобильности специалиста и его дальнейшего включения в профессиональную деятельность.

профессиональный квалификационный мобильность стратификация

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Кочеткова А. Формирование человеческого капитала (системно-концептуальный подход) // Alma mater Вестник высшей школы, 2004, №11, с.17-21

2. Соколова М.Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе. Дисс…канд.пед.наук, Архангельск, 2001 – 202 с.

3. Бехтерев В.М. Объективное изучение личности. Вып. I. – М. –СПб, Берлин: Б.И., 1923. – 63 с.

4. Блонский П.П. Личность ребенка и ее воспитание // Психология и дети – 1917 - №1 С.145

5. Узнадзе Д.И. Экспериментальные основы психологии установки. – Тбилиси: АН Грузинской ССР, 1961. – 210 с.

6. Добрынин В.Ф. Об активности сознания // Проблемы сознания. – М., 1966. – 182 с. – с. 184

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Питер, 2000. – 720 с.

8. Леонтьев А.Н. Избранные педагогические произведения. – М.: педагогика, 1983. – 251 с. – с.33

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: